Знаменитое выражение мы приговорены к свободе принадлежит
Обновлено: 05.11.2024
Вопрос о смысле человеческого бытия – это вопрос о смысле жизни. Ответ на данный вопрос вот уже много лет пытаются дать исследователи из разных областей науки. И, конечно, однозначного, претендующего на абсолютную истину, ответа нет.
Смысл человеческого бытия заключается в тех ценностях и ценностных ориентациях, реализуемых человеком в своих поступках, действиях. Эти ценности включают в себя те идеалы и нормативные ориентиры, которыми личность руководствуется в своей жизни. Сюда же относятся представления человека о моральных нормах (добро-зло, справедливость-несправедливость и т.п.), цели и планы на жизнь, представление человека о мироустройстве и т.д.
Вопрос о смысле жизни – это один аспектов, который отличает человека от всех живых существ.
Смысл бытия не может быть дан личности откуда-то извне, т.к. для каждого человека этот смысл представляется по - разному.
Общего смысла бытия для всех народов, времен, цивилизаций найти нельзя, т.к. этот смысл включает в себя кроме общечеловеческих принципов – специфические, свойственные для каждой эпохи.
Смысл жизни является осознанным выбором определенных ценностей, на которые человек ориентируется в процессе всей свой жизни. Важно, что набор этих ценностей может меняться на протяжении всей жизни и зависит от условий существования человека, возрастных, половых, этнических и других особенностей.
Толкование смысла жизни
В истории этики известны следующие толкования смысла жизни:
- гедонизм – направление, согласно которому утверждается, что человеку жизнь дана для наслаждений и удовольствий.
- аскетизм – направление, утверждающее, что жизнь дана человеку для единения с Богом. И приблизиться к Богу можно только став духовным, максимально избавиться от грехов.
- этика долга считает, что смысл человеческого бытия в самопожертвовании. Это самопожертвование должно быть осуществлено ради высокого идеала – служение родине, семье, счастью другого и т.д.
- утилитаризм считает, что смысл жизни - в удовлетворении своих потребностей и стремлений. Здесь акцент сделан на успех и пользу.
- эвдемонизм берет за утверждение мысль, что жизнь человека должна заключаться в стремлении к счастью, ведь счастье – это и есть подлинное назначение личности.
Свобода и ответственность
Важной этической проблемой является проблема свободы и ответственности личности.
Сегодня, в эпоху техногенной цивилизации, ведутся острые споры в вопросах выживаемости человека, что непосредственным образом затрагивает проблемы свободы и ответственности личности.
Лозунг свободы относят к эпохе буржуазных революций XVII–XVIII вв. и формированию либеральной философии. Путь к либерализму проложила критика феодальных регламентаций. Свобода интерпретируется как главная ценность общества.
Можно выделить три смысла «свободы»:
- свобода действия;
- свобода желания;
- свобода разума.
Свобода действия заключается в том, что личность может действовать свободно и ей никто в этом не мешает.
Важно отметить, что проживая в демократическом обществе, люди обладают большей свободой действий по сравнению с тоталитарным обществом. Однако даже в демократическом и правовом государстве любая свободы ограничена законом и правом. Таким образом, свобода всегда относительна и ограничена, ее нужно защищать.
Свободе желания и свободе разума посвящены многие работы философов. Например, Спиноза утверждал, что "люди заблуждаются, считая себя свободными, . свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают".
Французский философ Ж.-П. Сартр считал свободу абсолютной ценностью. Он не проводил различия между бытием человека и свободой. "Быть свободным, пишет он, – значит, быть проклятым для бытия – свободы". Он сказал знаменитое выражение, ставшее цитатой: "Мы приговорены к свободе".
По Сартру, человек всегда заключен в рамки определенной ситуации, где он должен принять какое-то решение, тем самым осуществив свой выбор. Принуждение извне не может отметить свободу человека, т.е. он всегда имеет несколько возможностей для осуществления своего выбора.
Свобода не является данностью, свобода – это процесс. Человек не обречен на свободу так же, как он не обречен и на рабство.
Так, одной из задач человеческой нравственности – стремление к освобождению, принимая утверждение, что свобода – это осознание ответственности. Ответственность личности представляет собой обратную сторону его свободы.
А. Конт-Спонвиль утверждал, что нести ответственность - значит иметь возможность и желание отвечать за свои поступки.
Другими словами, это значит быть ограниченным в действии полномочиями, быть готовым отвечать за последствие своих действий. Полностью освобождены от ответственности только маленькие дети и умственно неполноценные люди. Может быть, на их примере и видна лучше всего суть ответственности, которую можно определить как цену свободы.
Читайте также: