Жанр главы тамань продолжите фразу
Обновлено: 21.11.2024
Описание слайда:
"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?"
(анализ повести "Тамань")
Описание слайда:
Проверочная работа (тест)
В каком году М. Ю. Лермонтов начал работу над романом «Герой нашего времени» ?
А) 1842 , Б) 1839 , В) 1838
2. Вспомните полное имя Печорина .
А) Александр Григорьевич , Б) Григорий Александрович , В) Алексей Александрович
3. Из скольки повестей состоит роман ?
А) из 5 , Б) из 4 , В) из 6
4. Какие 3 повести составляют дневник Печорина ?
А) «Тамань» , «Княжна Мери» , «Фаталист»;
Б) «Бэла» , «Фаталист» , «Тамань» ;
В) «Максим Максимыч» , «Бэла» , «Тамань»
5. Назовите воинское звание Максим Максимыча .
А) майор , Б) штабс- капитан , В) поручик
6. На каком языке разговаривали друг с другом Печорин и Казбич ?
А) на русском , Б) на грузинском , В) они не разговаривали
7. Как звали брата Бэлы ?
А) Казбич , Б) Азамат , В) Карагёз
8. Определите воинское звание Печорина .
А) прапорщик , Б) поручик , В) майор
Описание слайда:
ОПРОС
- Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?
- В чём своеобразие структуры романа?
- Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?
- Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?
- Что добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»?
- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?
- Какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?
Описание слайда:
Жанровое своеобразие
Дневник
Путевые записки
Это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души
Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Это записи, которые человек ведёт, находясь в путешествии, часто фрагментарные, отражающие внешнюю канву событий, происходящих вокруг.
Две первые повести романа написаны в этом жанре.
Повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки».
Описание слайда:
Описание слайда:
С какой целью здесь появляется Печорин?
В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?
Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться.
Описание слайда:
Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему?
Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.
Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.
Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…
Описание слайда:
Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа — дурной знак!
Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?
Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?
«Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!»
… я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
Описание слайда:
Печорин – контрабандисты.
Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь
с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся
в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст,
и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я
с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка,
ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.
Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?
Сцена «Янко переплывает пролив»
Описание слайда:
«Взойдем в лодку», – сказала моя спутница; я колебался, я не охотник до сентиментальных прогулок по морю; но отступать было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел еще опомниться, как заметил, что мы плывем. «Что это значит?» – сказал я сердито. «Это значит, – отвечала она, сажая меня на скамью и обвив мой стан руками, – это значит, что я тебя люблю…» И щека ее прижалась к моей, и почувствовал на лице моем ее пламенное дыхание. Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову. Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу ее оттолкнуть от себя – она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… «Чего ты хочешь?» – закричал я, крепко сжав ее маленькие руки; пальцы ее хрустели, но она не вскрикнула: ее змеиная натура выдержала эту пытку.
«Ты видел, – отвечала она, – ты донесешь!» – и сверхъестественным усилием повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки, ее волосы касались воды: минута была решительная. Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны.
Анализ поведения девушки. Сцена в лодке.
Описание слайда:
Поведение слепого мальчика
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. Ветер по временам приносил мне их разговор.
Описание слайда:
Черты Печорина, проявившиеся в повести:
Интерес к людям
Наблюдательность
Активность, смелость, решительность, стремление к действию
Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)
Влечение к опасности
Настойчивость
Любовь к природе
Почему активность героя приносит несчастье людям?
(его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)
Описание слайда:
Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?
Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.
- Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?
- Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?
В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого. В “Бэле” герой играет душами простых людей, а в “Тамани” он сам становится игрушкой в их руках.
Описание слайда:
В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море:
«Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…»
Описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит».
Описание слайда:
Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов.
Портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».
Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, - две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.
Описание слайда:
В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина
становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».
Описание слайда:
«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком.
«Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.
Описание слайда:
ТЕСТ ПО ГЛАВЕ «ТАМАНЬ».
1. Тамань – это:
1) крепость в степи
2) приморский город
3) селение казаков на Кавказе
4) деревня под Екатериноградом
2. В каком ряду названы герои только повести «Тамань»?
1) Ундина, Печорин, Грушницкий
2) Ундина, Печорин, Янко
3) Печорин, Янко, Максим Максимыч
4) Печорин, слепой мальчик, Вера
Описание слайда:
3. От чьего имени ведётся повествование о Печорине в повести «Тамань»?
1) автора
2) ундины
3) самого героя
4) Максима Максимыча
4. О ком идёт речь?
«. не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей»
1) о Печорине
2) о Янко
3) о девушке
4) о слепом мальчике
Описание слайда:
5. Укажите, какой словесный портрет принадлежит девушке-ундине?
1) «Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка
загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос. ».
2) «. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».
3) «У нее такие бархатные глаза . ; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках».
4) «. женщина, в соломенной шляпке, окутанная чёрной шалью, . шляпка закрывала её лицо».
Описание слайда:
6. Укажите верное лексическое значение слова «ундина».
1) ведьма
2) фея
3) нимфа
4) русалка
7. Что ответила девушка на вопрос Печорина?
«Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?»
1) «Смотрела на небо».
2) «Смотрела, откуда ветер дует».
3) «Разговаривала с облаками».
4) «Пела песню».
Описание слайда:
8. Что предприняла девушка после того, как Печорин пригрозил рассказать об их делах коменданту?
1) эти слова остались не замеченными ею
2) решила утопить Печорина
3) решила застрелить Печорина
4) решила задушить Печорина
9. Узнайте героя по описанию:
«Человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».
1) Янко
2) слепой мальчик
3) урядник
4) десятник
Описание слайда:
10. Чем закончилась история, связанная с вмешательством Печорина в жизнь «честных контрабандистов»?
1) Девушку и Янко осудили за незаконную торговлю.
2) Янко испугался наказания и сбежал, бросив и девушку, и слепого мальчика, и старуху.
3) Ундина и Янко уплыли, оставив слепого и старуху на произвол судьбы.
4) После приезда Печорина жизнь жителей этого городка, включая ундину, Янко, слепого мальчика и старуху, не изменилась.
Описание слайда:
11. Какая по счету глава "Тамань"?
1.первая
2.третья
3.четвертая
Описание слайда:
14. В хронологическом порядке частей на каком месте стоит глава "Тамань"?
1.третья
2.пятая
3.первая
15. «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в:
1. 1839 г.
2. 1840 г.
3. 1841 г.
Описание слайда:
16. Каков портрет девушки-ундины?
1.умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытна.
2.веет душевной чистотой, добротой и искренностью.
Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти.
3.белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.
Описание слайда:
17.Жанр главы "Тамань"
1.сатирический очерк нравов общества, авантюрно-любовная и светская повесть;
2.путевой очерк, наполненный намеками на таинственные повести романтиков;
3.мистический рассказ о роковом выстреле и зарисовка станичного быта.
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание
Читать повесть «Княжна Мери».
1. Каким предстаёт в повести дворянское общество?
2. Охарактеризовать Грушницкого, сравнить его с Печориным.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: