Зависимость формы объема типа и жанра высказывания от речевой ситуации 4 класс

Обновлено: 18.05.2024

Тема: Речевая ситуация.Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься. Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. Урок построен с использованием современных технологий.

ВложениеРазмер
urok_ritor_no_2.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Цель: учить разрешать речевые ситуации во время общения;

Задачи: систематизировать изученные сведения о речевой ситуации ,о её компонентах;

развивать коммуникативные способности, мышление;

воспитывать культуру речи.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы по чтению, картинки с речевой ситуацией, памятка «Анализ сочинений», портрет А. Куприна, карточки для рефлексии

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

  1. Организационный момент.

-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

-Какой урок сейчас?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Откройте папку и найдите таблицу №2.

- Почему носит такое название?

- Прочитайте высказывание А. Куприна (Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен ,ловок, вместителен.)

- Как понимаете слова А. Куприна?

- Что пожелаете друг другу на урок риторики?

- Какие задачи поставите ?

III. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

1. Составление мини- рассказа.

-Составьте устно мини - рассказ , в котором главная мысль будет заключаться в словах писателя А. Куприна .

- Послушаем ваши миниатюры.

- Проанализируйте работу одноклассников, используя памятку «Анализ сочинений»

Памятка «Анализ сочинений »

( авторы Рамзаева Т.Г., Львов М.Р.)

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?).

2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или пропусков, нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

3. Жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения; нет ли существенных нарушений единства стиля; оправдан ли жанр и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией. Элементы изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).

Приём «Дерево предсказаний».

- Что надо сделать, чтобы не допускать речевых ошибок?

- Как научиться грамотно строить свою речь?

(Ребята отвечают всё, что они думают по данной проблеме, опираясь и доказывая своё мнение на уже имеющиеся у них знания.)

2. Работа по индивидуальным картам.

- Считаете ли вы что в наших устах язык красив , певуч выразителен , гибок ,послушен , ловок, вместителен?

- Предлагаю поработать над развитием вашей речи.

Рома подошёл к даче. Он улыбнулся .Щенок подбежал к брату . Он вилял хвостом . Мама сварила компот . Он был ароматным.

По дороге едет машина .Она вся в канавах и рытвинах.

2.Разделите текст на предложения. Поставь знаки препинания. Озаглавьте.

- В чём вам помогут такого вида задания?

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. Тема урока.

- Попробуйте расшифровать его.

- Почему носит название «Риторический треугольник»?

- Какие вопросы в нем самые важные?

-Почему все вопросы соединены линиями?

Вывод: Все части (вопросы) важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план. Например, место общения ( где?)

2. Разгадывание ситуации « Разговор по телефону»

- Предлагаю вам разыграть ситуацию на тему « Какое домашнее задание дали по риторике?»

- Проанализируем ситуацию, используя вопросы риторического треугольника

-Что надо учитывать ,чтобы общение было успешным?

  1. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. Творческое задание.

(см. иллюстрации в учебнике)

- Поработаем в группах.

- Рассмотрите картинки и решите задачу: «Какой компонент речевой ситуации не учтен?»

Читайте также: