Завершите фразу а с макаренко считал необходимым чтобы педагог

Обновлено: 28.06.2024

Человечество выделяет некоторые области знаний, которые постепенно становятся наукой. Так и получается с педагогикой. Педагогика родилась с передачи опыта от старшего поколения к младшему.

Где то с 17 века появляются публикации, книги, статьи в которых обсуждаются вопросы воспитания и обучения (кого? Чему? И как учить?), то есть с этого времени накапливаются идеи педагогического воспитания.

Основные категории педагогики:

воспитание (отношение к наукам, формирование мировоззрения, становление поведения человека)

образование (знания, умения и навыки как учителя, так и учащихся)

обучение (учение и научение)

Существуют общие законы, приемы, подходы к изложению тем, организации урока, но с течением времени у каждого учителя складывается собственная система, которая и представляет собой его собственную методику преподавания.

Хороший учитель должен быть: предметником, методистом, психологом, воспитателем, руководителем.

Каково соотношение педагогического таланта и мастерства? На вопрос о том, существует ли педагогический талан, А.С. Макаренко отвечал утвердительно: «Талант только в небольшой мере принадлежит биологии, в самом основном своем блеске он всегда обязан благотворным влияниям общества, работы, культуры и знания». (Макаренко А.С. собр. Соч. – М., 1958.-Т.7. – С. 147.)

Макаренко был глубоко уверен в том, что каждый учитель может стать при желании хорошим педагогом – воспитателем через несколько лет работы в хорошем педагогическом коллективе. Выступая перед учителями в 1938 г., он говорил: «Даю вам честное слово, я себя не считал и не считаю сколько-нибудь талантливым педагогом. Говорю вам это попросту. Но я много работал, считал себя и считаю работоспособным, я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? И можем ли мы строить воспитание всего нашего детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». (Там же. – Т.5. – С.233-234.)

Не отрицая педагогического таланта, А.С. Макаренко отдавал предпочтение педагогическому мастерству. Он много работал, порой ошибался, пока не стал педагогом-мастером. Этот путь проб и ошибок знаком каждому начинающему учителю, воспитателю. Однако не каждый становится хорошим педагогом-воспитателем.

Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Педагог должен быть всесторонне подготовлен. Что же понимается под педагогическим мастерством в педагогике? Это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». В содержании этого определения можно выделить такие признаки, как владение знаниями, обобщенными специальными умениями, необходимыми педагогу в его практической деятельности, педагогическое призвание. Без профессиональных знаний и профессиональной направленности, без педагогической технике не может быть педагогического мастерства.

Педагог должен обладать высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей сторон. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист».

В содержание педагогической техники А.С. Макаренко включал технику общения, предъявления требования, создания дисциплины, организации завтрашней радости, организации режима и наказания. Без этого ни один педагог не может стать хорошим воспитателем. «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Говоря, например, о владении голосом, он отмечал: «Очень важно, каким тоном говорить. Простая фраза: «Можешь идти», но эту простую фразу, эти два слова можно сказать 50 способами. Причем в каждый способ вы подпускаете такие нотки, что это будет каплей яду, если это нужно для того, кто должен это почувствовать. Это очень сложное дело. Если у вас голос не поставлен, вам, конечно, будет очень трудно. Постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть – все это очень и очень важно для педагога».

Эстетическая выразительность педагога – это такая же важная «деталь» в сложной системе педагогического мастерства, как и постановка голоса. Эстетика педагога – это не только опрятный вид, культура речи и поведения. Это нечто более сложное и важное, скорее нечто профессиональное, выражающее педагогическую направленность всей личности учителя. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владение взглядом, голосом, жестом, уверенность в себе, успехе своей работы – все это привлекает учащихся, вызывает положительное отношение к учителю, готовность к восприятию идущего от него влияния.

Мастерство отдельного педагога А.С. Макаренко не отделял от мастерства педагогического коллектива. Невозможно успешное воспитание ни отдельного ученика, ни ученического коллектива в целом, если 10-20 педагогов будут воспитывать, кто как умеет и кто как хочет. В педагогическом коллективе должна быть гармония. В коллективе должны быть как опытные, так и начинающие педагоги. Их должна цементировать общая педагогическая забота, взаимная помощь и доброжелательность в отношениях друг с другом. Конкретный воспитатель лучше всего овладеет педагогическим мастерством, находясь в сплоченном и целеустремленном педагогическом коллективе.

Читайте также: