Запрет на выражение эмоций

Обновлено: 04.11.2024

Есть такое явление в странной природе человека как внутренний запрет на выражение эмоций. Многие недооценивают его, потому что внешне это часто выглядит как сдержанность, которая трактуется хорошее воспитание. Не хочу рассуждать о природе столь странной эстетики, потому что это отдельная тема. Для нас в этой статье главное, что эмоция для человека является тем же, чем является электричество для агрегатов и устройств. Без эмоции невозможно ни одно действие человека. Все наши поступки, как бы разум их не проектировал, начинаются и заканчиваются тогда, когда нейроны начинают и заканчивают генерировать особый импульс, который и приводит нас в движение. И вот из тысячи ликов этого импульса несколько десятков бесследно исчезают. Хорошо, если они касаются редко встречающихся обстоятельств. Тогда отсутствие полноценной реакции не повлияет на вашу жизнь. А если речь идёт о каждодневной ситуации? В этой статье мы попытаемся перечислить наиболее важные эмоции, запрет на которые по принципу снежного кома приводит к серьезным нарушениям с катастрофической перспективой. Речь идёт об отсутствии в человеке таких эмоций, благодаря которым в человеке реализуют себя такие черты характера как мужество, творчество, дружба, открытость, сексуальность, самостоятельность.

Исчезновение любой из этих харит является следствием сбоя в работе инстинкта самосохранения, который таким образом пытается защитить своего хозяина. О чудачествах нашей подсознательной сферы существует много литературы, поэтому останавливаться на этом моменте не будем. Главное понимать, что природа тоже способна ошибаться, на что указывает тот факт, что все ошибки нпшего подсознания не фатальны, поскольку доступны для устранения. Это важно понимать, чтобы ни у кого не возникло мысли о вмешательстве в дела природы.

Механизм рождения ошибочных рефлексов всегда связан с сильным впечатлением, которое незакономерно (по стечению обстоятельств) становится причиной выживания индивидуума и по этой причине становится спасительной моделью поведения в аналогичных обстоятельствах. Например, описавшийся от страха ребенок получил такую волну любви и поддержки от родителей, что с этих пор стал писаться постоянно, желая испытать эти ощущения снова. Это типичный пример работы нашего подсознания. Примерно так же рождаются и эмоциональные запреты.

○ Запрет на выражение агрессии может родиться у самого сильного в классе мальчика, когда его начнет постоянно бить новичок посильнее. Или например, когда сын попытался защитить маму от агрессивного папы, но стало только хуже. Или когда ребенок накричал на родителей, а они в этот же день погибли в автокатастрофе.
○ Запреты на самореализацию и творчество появляются, когда мама равнодушна к картинкам, которые рисует ей ребенок, пытающийся таким образом привлечь ее внимание. Или когда девочку побили одноклассницы за ее любовь к необычным нарядам.
○ Запреты на близкие отношения могут возникнуть вследствие родительской холодности или предательства тех, в кого верил.
○ Запреты на слезы, защиту и помощь рождаются, когда ребенок получает за слезы наказание.
○ Запрет на потребность в признании может появиться после того как ребенка обсмеяли, когда он вышел к доске. Или когда он был наказан за громкое вызывающее поведение.
○ Запретом на сексуальное возбуждение может стать первый опыт или пример отношения между родителями.
○ Запрет на независимость часто вырастает из гиперопект со стороны родителей или тугого пеленания в младенческом возрасте.

Наряду с рефлексами, рождённым опытным путем, существуют вербальные формы поведенческой пауперизации. Такие безобидные идиомы как «драться не хорошо», «людям нельзя доверять», «мальчики не плачут», «лучше не высовываться», «все мужики хотят только одного» легко становятся запретительными установками, если ложатся в сознание в момент сильного эмоционального возбуждения.

Все эти запреты не дают человеку свободно выражать ту или иную эмоцию или потребность, приводя к накоплению неотреагированной энергии, что и выражается в симптоме. И часто, подобные запреты на выражение определенных эмоций выступают в виде иных эмоций, например, мужчина не может проявить агрессию, потому что ему страшно ее проявлять (так как он привык с детства, что это не помогает и становится только большее), а девушка не способна проявить сексуальное возбуждение, потому что ей стыдно (потому что мама всегда говорила, что сексом занимаются только проститутки).

Читайте также: