Занятия совмещающие развитие умений монологического высказывания
Обновлено: 21.11.2024
Монологическая речь является одним из важнейших видов устной речи как средства общения. В школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Также в настоящее время уровень овладения навыками монологической речи у учащихся не достаточно высок. Не все учащиеся могут самостоятельно высказаться по заданной теме так, чтобы их высказывание было связным и логичным. Учащиеся не могут правильно выбрать языковые средства в связи с коммуникативной задачей монологической речи и совершают ряд ошибок в составлении предложений, забывая о порядке слов в предложениях, не согласовывая временные формы, изменение артиклей по падежам и т.д.
На основании образовательного стандарта РФ по иностранному языку и согласно требованиям образовательной программы обучение монологической речи направлено на достижение следующих целей:
Совершенствовать владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным или прочитанным.
Кратко передавать содержание полученной информации;
Рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения и поступки;
Рассуждать о фактах или событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни культуры своей страны и страны изучаемого языка.
Сочетать разные коммуникативные типы речи, т. е. решать комплексные коммуникативные задачи: сообщать и описывать, рассказывать и характеризовать с опорой на текст.
Монолог – форма речи, которую выстраивает один человек, сам определяет структуру и языковые средства.
Монологическая речь обладает психологическими и лингвистическими особенностями.
Психологические особенности монологической речи обусловлены коммуникативной функцией, которая состоит в связном непрерывном изложении мыслей одним лицом.
Монологическая речь контекстна, поэтому к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств. А важнейшими качествами монологической речи являются последовательность, логичность, полнота и ясность изложения мысли, завершённость.
Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции: информативную, воздействующую, эмоционально-выразительную.
С лингвистической точки зрения монологическая речь обусловлена многосоставностью предложений, развёрнутостью мысли. Для монолога характерны усложненный синтаксис, разноструктурность предложений.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений. Под монологическими умениями понимаются умения 1) правильно в языковом отношении, 2)логически последовательно, 3) достаточно полно, 4) коммуникативно-мотивированно и творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологической речи;
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.
Речевые монологические умения формируются в соответствующих упражнениях. Но в упражнениях, которые предлагает нам учебник, не в полной мере учитываются следующие критерии:
уровень подготовленности учащихся;
связность и логичность изложения мыслей;
объем высказывания, количество предложений, степень раскрытия темы;
лексико-грамматическая и синтаксическая правильность;
Все вышесказанное и составило предпосылки для разработки речевых упражнений для формирования монологической речи.
Если в основу разработки речевых упражнений для формирования монологической речи положить классификацию упражнений по этапам обучения, учитывая вид монологического высказывания и задания на каждом этапе разместить от простого к сложному, то монологическое высказывание будет последовательным, логичным, законченным и носить коммуникативную направленность.
Замысел моей педагогической деятельности в создании упражнений, формирующих речевые монологические умения. Упражнения направлены на развитие тех качеств монологических умений, которые характерны каждому виду монологических высказываний: для повествования и описания – информативность, точность, последовательность, для рассуждения – логичность, аргументация, критическая оценка событий или фактов. При выполнении упражнений ученики также учатся правильно комбинировать лексические и грамматические средства.
В создании упражнений мы опираемся на два основных пути формирования умений монологической речи «сверху вниз» и « снизу вверх». Если мы строим обучение по методу: путь «сверху вниз», то упражнения направлены на формирование монологических умений но основе различных этапов работы с текстом, т.к. текст имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами опор.
Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию, которая используется для порождения речевых высказываний и о частичном видоизменении с помощью упражнений. Задания на основе текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д.
Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний, а также способствуют реализации образовательных целей обучения.
В-третьих, аутентичные тексты дают хорошую языковую подготовку и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.
Если обучение идет по методу: путь «снизу вверх», то в этом случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь применяется в следующих случаях:
1. На начальном этапе обучения, когда учебные тексты не могут предложить содержательную основу для развития навыка монологической речи.
2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний достаточно высок. В данном случае монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языке.
Таким образом, упражнения для формирования навыка монологической речи разрабатываются с учетом этих методов и подразделяются на два вида:
Речевые упражнения для формирования монологической речи с опорой на текст;
Речевые упражнения для формирования монологической речи с опорой на ситуацию.
Работа над речевыми упражнениями в целях формирования монологических навыков разбита на три этапа.
Первый этап – подготовительный этап, направленный на овладение умением высказать одну мысль (объемом в одно предложение) по теме. Цель упражнений – научить употреблять лексику в единстве с грамматической формой, формировать сочетания слов смыслового характера. Используются лексико-грамматические упражнения.
Второй этап – этап овладения основами монологического высказывания. Цель этих упражнений – научить логически развивать мысль по теме в пределах двух-трёх фраз различной структуры.
Третий этап – этап совершенствования монологических умений. Цель таких упражнений - учить включать в речь элементы рассуждения, аргументации. Увеличивается объём высказывания.
На каждом этапе предусмотрены определенные упражнения.
Речевые упражнения для формирования монологической речи с опорой на текст.
Выпиши из текста ключевые существительные/ глаголы и составьте с ними вопросы.
Подбери из текста к существительным соответствующие прилагательные/глаголы, и составьте предложения.
Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключения, выводы.
Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
Расширьте данные предложения с помощью придаточных предложений (придаточных дополнительных, времени, условия).
Прочтите опорные слова или словосочетания и назовите тему текста.
Составление предложений используя следующие конструкции: Ich habe – gelesen und habe – erfahren -- ; Bevor ich --, möchte ich --; Aus diesen Angaben geht hervor ---- и другие.
Составьте план пересказа и выскажитесь по каждому пункту плана или соотнесите группу слов с пунктами плана.
Выпишите из текста действующие лица и дайте им краткое описание или характеристику.
Выскажи свое мнение, что было интересно, необычно, обычно, скучно, ново, удивительно и т.д.
Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
К приведенным утверждениям подберите иллюстрирующие их предложения из текста.
Отметьте известную вам и новую информацию в тексте.
Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
Сократите высказывание данные на карточках, передайте их содержание в 2-3фразах.
Скажите , что бы вы добавили или изменили в тесте.
Перескажите текст от лица главного героя (наблюдателя, журналиста и т.д.).
Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
Расскажите, как бы поступил персонаж А если бы персонажБ поступил бы следующим образом.
Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.
Придумайте другой конец для рассказа.
Посмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развер нутый ответ на поставленный вопрос.
Кратко изложите содержание текста, составьте аннотацию к тексту, дайте рецензию на текст.
Составьте рассказ о знаменитом человеке.
Речевые упражнения для формирования монологической речи опираясь на ситуацию. В качестве ситуации могут выступать картинка/фотография, пословица, тема, проблема.
«Мозговой штурм»: Назовите изображенные на картинке предметы/персонажи.
Назовите прилагательные, характеризующие предметы/персонажи и составьте с ними словосочетания/предложения.
Назовите глаголы, которые можно употребить при описании или глаголы, обозначающие действия персонажей и составьте с ними предложения.
Назовите как можно больше слов, словосочетаний устойчивых выражений по теме/проблеме/ситуации.
Назовите как можно больше слов, словосочетаний устойчивых выражений по теме/проблеме/ситуации.
Составьте с этими словами предложения.
Дополните предложения, /заполните пропуски в предложениях подходящими существительными/глаголами/прилагательными, артиклями. Слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти.
Расширьте данные предложения с помощью придаточных предложений (определительных, причины, условия, следствия).
Составьте ассоциаграмму по теме.
Прочтите словосочетания и назовите проблему.
Составление предложений используя такие конструкции : Ich möchte mit -- beginnen; Soweit ich es beurteilen kann ---; Man muß nicht vergessen ---; Es ist fraglich ob ---; Zum Schluß kann ich sagen, daß --- и другие .
Составьте план высказывания.
Составьте программу, т.е. каждому пункту плана подберите необходимый «строительный» материал. Каждый ученик подбирает свой материал, поэтому программа носит индивидуальный характер.
Опиши элементы картинки/отдельные персонажи.
Выскажи свое мнение о любом предмете/ персонаже.
Опишите картинку/фотографию по цепочки путем добавления каждым учеником одной фразы.
Просмотрите тезисы по теме и составьте подходящие к каждому тезису мини-высказывания.
Прослушайте предложения и дополните их собственными подходящими по смыслу предложениями.
Прочтите предложения и продолжите выраженную в нем мысль.
Расскажите о …. используя данную на доске логико-синтаксическую схему.
Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос, используя факты, аргументы.
Составьте свой вариант рассказа по картинке (используется картинка с неразвернутой ситуацией).
Составьте высказывание по теме, адресуя его разным лицам в разных ситуациях.
Составьте рассказ, заголовком которого может быть данная пословица …..
Расскажите о …., используя при этом наброски будущего высказывания, план, а также слова и целые предложения, отражающие ход развития мысли и служащие для связи, как отдельных предложений, так и смысловых частей.
Сделайте доклад на тему.
Выскажите свое мнение по проблеме, аргументируйте вашу точку зрения.
Расскажите о ….. , используя ключевые слова.
Представьте себе ситуацию, связанную с …. , и расскажите о …
Разверните данный тезис в связное высказывание и докажите правильность своей позиции.
Одни упражнения выполняются на уроке, другие дома, самостоятельно. Разумеется, при работе используются не все приведенные упражнения одновременно. Упражнения отбираются в зависимости от речевой задачи и от уровня обученности ученика.
В результате использования в процессе обучения монологической речи разработанных упражнений произошли следующие изменения.
2. Изменились и само монологическое высказывание. Оно стало носить непрерывный характер, т.е. высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема. В высказывании появилась логичность и связность. Фразы связаны и содержательно, и структурно. Монологическое высказывание перестало представлять собой ответы на ряд вопросов. Теперь в нем есть «ключевая фраза», а остальные поясняют ее, дополняют, обосновывают и т.д. Высказывание имеет смысловую законченность, что связано с его коммуникативной направленностью.
Разработанные упражнения для формирования навыка монологической могут быть использованы на разных ступенях обучения и для учащихся с разными способностями. Упражнения первого и второго этапов можно использовать как тренировочные, а упражнения третьего этапа в качестве контроля полученных знаний и умений в конце пройденной темы. Также эти упражнения можно использовать при подготовки учащихся к итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классах.
Читайте также: