Законы нормы правила приемы создания речевого высказывания в процессе общения это
Обновлено: 04.11.2024
При любом виде общения важно выбрать соответствующие правила и надлежащие приёмы речевой коммуникации.
Правила общения – это принятые в данном обществе рекомендации по ведению беседы, разговора с собеседником. Многие из этих правил и приёмов нашли своё выражение (толкование) в народных пословицах и поговорках, таких как Слово – серебро, молчание – золото; Ласковое слово многих прельщает; Язык держи, а сердце в кулак сожми. Правила общения дают руководство коммуникантам, как вести себя при общении в конкретной речевой ситуации.
Следует различать нормативные правила общения и правила речевого воздействия. Под речевым воздействием понимают любое действие, направленное на собеседника с целью каким угодно способом добиться результата.
На самый частый вопрос «Как надо? Как принято?» отвечают нормативные правила. Они описывают принятые в данном обществе нормы и правила вежливого, внимательного, тактичного, доброжелательного, выдержанного – одним словом, культурного общения людей между собой, другими словами – это правила речевого этикета, о которых говорилось в теме №2. Некоторые из правил общения в русской деловой коммуникации называются несколько иначе, чем принципы Грайса и Лича, при одном и том же их содержании.
Правило терпимости, или толерантности, призывает собеседника принимать другого собеседника таким, каков он есть. Не следует пытаться переделывать партнёра в момент разговора. Особенно не приемлемы фразы «Почему вы на меня кричите? Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?». Нужно помнить, что собеседник всегда прав, даже в том случае, если, по-вашему, он не прав. Нужно преодолеть негативную установку к собеседнику, отвлечься от его недостатков и приспособиться к нему, т.е. говорить на его языке, учитывая его настроение и самочувствие.
Соблюдение правила благоприятной самоотдачи помогает добиваться расположения собеседника к себе. Нужно стремиться понравиться ему. При этом помнить поговорку «По одёжке встречают, по уму провожают». Демонстрируйте свою уважительную манеру общения. Покажите, что ваш собеседник вам нравится, не игнорируйте принцип «кукушки и петуха».
В основе любого конструктивного общения лежит традиционная парадигма, или приёмы, позитивного общения. Любой приём предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования в нужный момент, всегда помня о том, что общение требует от человека особого, тонкого мастерства.
Приёмов общения столько, сколько тем и сколько разных по характеру и уровню культуры коммуникантов могут встречаться в жизни. Рассматривая приёмы, технологии и техники общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного, бесконфликтного общения. Однако не всегда бывает так. Достаточно много примеров, когда известный политик постоянно демонстрирует образцы неконструктивного общения, явно основанного на агрессии. Приходится согласиться с мнением психологов о том, что этот политик владеет приёмами общения гораздо лучше, чем, возможно, многие тренеры, которые ведут практикумы по общению. Кажущаяся неконструктивность данного политика оказывается вполне целесообразным приёмом: его цель не договориться, а завладеть вниманием, показать себя, заработать очки. Вот почему агрессивное поведение указанного партнёра, как это ни парадоксально, оказывается конструктивным применительно к поставленным им задачам.
Одним из простых приёмов считают правило «говорить на языке партнёра», которое нарушается чаще всего. Следует говорить на языке, знакомом слушателю. Этот приём перекликается с максимой способа (манеры) у Г. Грайса.
Следующий приём призывает «подчёркивать значимость партнёра, проявлять уважение к нему». Этот приём рассматривают как один из важнейших, фундаментальных приёмов конструктивного межличностного взаимодействия. Он может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровне. Можно подчеркнуть значимость партнёра такими словами: «Мы обратились за советом именно к Вам, потому что Ваш профессиональный опыт очень ценен в этом вопросе». Такой приём подчёркивает профессиональную значимость партнёра, что положительно сказывается на результате общения.
Третий приём «подчёркивайте общность с партнёром» является не только одним из базовых приёмов общения, это правило ещё и самое древнее, унаследованное от глубинной психологии личности. Сравним его с правилом выживания в джунглях: «Мы с тобой одной крови, ты и я».
Четвёртый приём общения гласит: «Проявляйте интерес к проблемам партнёра». Главный смысл этого приёма заключён в глаголе «проявляйте», т.е. ваш интерес должен быть явным, а не простым слушанием или поддакиванием.
Кроме отмеченных приёмов общения встречаются и другие техники общения:
- «врага надо знать в лицо» – при манипулятивном общении нельзя упускать из виду то, что партнёр каким-то образом может попытаться манипулировать вами (отвлечь ваше внимание от важной для решения проблемы);
- приём «айкидо», когда нападение работает против самого нападающего: позволив партнёру подавить вас, можно сказать фразу «Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу». Ваша фраза окажется эффективным приёмом, удар партнёра обрушивается на него самого, и он поспешно произнесёт «Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?»;
- техника Франклина: известному американскому государственному деятелю в его дипломатии помогал приём общения начинать ответ всегда со слова «да». Франклин был убеждён, что ответ «нет» блокирует желание собеседника слушать своего партнёра дальше.
VI. Основные законы общения
Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. В литературе по речевой коммуникации описаны следующие законы общения.
Закон зеркального отражения – это имитация стиля общения своего собеседника. Например, если один из собеседников начинает говорить шёпотом, то другие участники общения непроизвольно «отзеркаливают» его. Но ни в коем случае не следует «отзеркаливать» повышение голоса начальника. Отзеркаливанию можно сопротивляться, что приведёт к ослаблению возникшего конфликта. Доброжелательная манера общения делает собеседника тоже доброжелательным, а агрессивная манера, как известно, вызывает агрессию.
Закон зависимости результата общения от объёма коммуникативных усилий: чем больше затрачено коммуникативных усилий (виды, правила, приёмы общения, принципы речевого воздействия), тем выше эффективность общения. Однако в промышленности – наоборот: эффективно такое производство, при котором продукция произведена с минимальными затратами.
Закон возрастающего нетерпения слушателей «работает» в следующей ситуации: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпимости проявляют слушатели. Необходимо всегда помнить совет А.П. Чехова о том, что краткость – сестра таланта.
Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера. Чем больше людей в аудитории, тем ниже её средний интеллект, даже при сохранении личного высокого интеллекта каждого отдельного слушателя. Однако при этой ситуации человек «в массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы. Слушатель становится более доверчивым и внушаемым. Перед массой следует говорить коротко, громко, уверенно, простыми фразами, используя общеизвестные истины, юмор, и закончить речь коротким призывом, лозунгом. В небольшой же аудитории – наоборот: один слушатель не такой внушаемый как толпа.
Закон речевого усиления эмоций – это так называемое психическое заражение. Когда слушатель вербализует свои эмоции, он заражает и массу (толпу), усиливая положительные эмоции. При этом следует иметь в виду следующее: не стоит кричать от страха, и страх не возрастёт.
Закон речевого поглощения эмоции: при пересказе переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Всем известно, что сочувствие облегчает горе.
Закон эмоционального подавления логики: эмоциональное возбуждение ведёт к неубедительной речи. Помочь такому человеку «включить логику» можно лишь, не споря с ним. Лучше согласиться с ним, это снизит уровень его эмоционального возбуждения.
Закон отторжения публичной критики означает, что лучше критиковать не публично, а наедине. Установлено, что 60% людей не обижаются, когда критика адресуется не в присутствии посторонних.
Закон искажения информации. Известно, что при передаче любая информация искажается вследствие субъективности её интерпретации. Например, сколько разной интонации может иметь фраза «Начальник просил тебя зайти».
Закон детального обсуждения мелочей: люди больше разбираются в мелочах, чем в глобальных вопросах.
Закон первичного отторжения новой идеи: собеседник отвергает высказывание своего партнёра, считая предоставленную ему информацию ошибочной.
Закон доверия к простым словам, или закон коммуникативной простоты: простата содержания и формы всегда считается залогом коммуникативного успеха.
Закон речевого самовоздействия: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею у самого говорящего.
Каждая ситуация, каждая обсуждаемая тема и каждый участник речевого общения могут вызвать к жизни совершенно другие условия, правила и приёмы общения, поэтому и законы речевой коммуникации не ограничиваются перечисленными выше видами.
ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ!
Орфограммы в приставках
Пишется З | Пишется С |
1. Приставки на З – без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) – пишутся с буквой З перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р): безвольный, воззвание, взимать, издательство, низложить, развести, чрезмерный, череззерница. 2. Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласной корня и перед Ъ: дезинфекция, дизъюнкция | 1. Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) указанные приставки пишутся с буквой С: беспокойный, восстание, вспомнить, исходный, ниспослать, рассуждение, чересполосица. 2. Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласной: дистрофия, дисгармония, дисбаланс, дисменорея |
Запомнить: 1. В словах низкий, низший пишется буква З, потому что она входит в состав корня. | |
2. В сложном слове близсидящий элемент БЛИЗ- не является приставкой, поэтому конечный З не оглушается. | |
3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и в производных от них словах пишется одна буква З. | |
4. Слово рассориться, образованное от глагола ссориться при помощи приставки рас- , пишется с двумя С, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся. Примечание: Чтобы выяснить, сколько З или С пишется на стыке приставки и корня, нужно выделить корень с помощью родственных слов: растрогался – трогать; расстроился – строить или расстроился – настроение | |
5. В приставках раз(с)- / роз(с)- без ударения пишется буква А, под ударением пишется О: разлив (половодье) – розлив (металла). Исключение: розыскной | |
6. Приставка С- остаётся неизменной независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной: сбить, сшить, сгрести, сделать, сжить. |
Приставки ПРЕ- /ПРИ-
Пре- | При- |
1.Значение высокой степени качества или действия: премудрый, преуспевать, преувеличивать | 1. Обозначение близости, смежности: приморский, пришкольный, приусадебный, приезжать |
2. Значение присоединения, прибавления: примыкать, прибавить, приделать | |
3. Значение неполного действия: приоткрыть, присесть, приостановиться | |
2. Значение «через», «по-иному», близко к значению приставки «пере»: прервать работу = делать перерыв | 4. Значение доведения действия до завершения: приискать, придумать |
5. Значение сопутствующего действия: петь пританцовывая, ходить приговаривая, присвистывая | |
6. Обозначение движения сверху вниз: прижать, примять,придавить | |
7. Действие в собственных или чьих-то интересах: прикарманить, припрятать | |
ЗАПОМНИТЬ | |
Пребывать где | Прибывать куда |
Предать друга | Придать форму |
Преемник чей-то | Приёмник звука |
Преклонить колени | Приклонить голову |
Преступить закон | Приступить к работе |
Претворить мечты | Притворить форточку |
Предел числовой последовательности | Придел монастыря Придел дома |
Презирать предателя | Призирать (заботиться, давать приют) |
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Читайте также: