Закон как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан

Обновлено: 21.11.2024

Белорусский народ - носитель и субъект формирования нацио­нально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной иде­ологии. Значение Всебелорусских народных собраний в формирова­нии государственной идеологии Республики Беларусь. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной ин­струмент их реализации.

Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений национально-государ­ственной идеологии, ее правовом закреплении и обеспечении реализа­ции целей и задач развития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Президента Республики Беларусь - одобрение народом предложенной им программы развития общества. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений националь­но-государственной идеологии: правовые, административные, моральные.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - важ­нейшее звено механизма формирования и реализации государствен­ной идеологии. Функция Парламента как представительного органа - выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обес­печение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Закон как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законотворче­ство - основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления как инструменты практической реализации положений государственной идеологии. Смысл пра­ва законодательной инициативы - участие в формулировании интере­сов общества и различных категорий граждан. Основные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормотворчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информиро­вание граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным составом органов и подразделений Вооруженных Сил, Ми­нистерства внутренних дел, других силовых ведомств государства.

Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в механизме государственной идеологии. Основное их предназна­чение — теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин и доведение их содер­жания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности - проведение исследований по проблемам идео­логии и политики государства и подготовка соответствующих литератур­ных произведений - статей, монографий, диссертаций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий и т. п.

Сеть на­учно-исследовательских и информационно-пропагандистских учрежде­ний социально-гуманитарного профиля в Республике Беларусь.Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Консолидация белорусского общества, защита нацио­нальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе - основная задача СМИ.

Информационная по­литика Республики Беларусь.

Учреждения национальной системы образования и профессио­нальной подготовки как составные звенья идеологического механиз­ма белорусского государства; их роль в распространении содержа­ния государственной идеологии, воспроизводстве национальных идеалов и ценностей, воспитании у обучаемых гражданских качеств, формировании чувства патриотизма, национальной гордости и досто­инства. Право и обязанность органов государственного управления направлять и контролировать деятельность учреждений образования. Особое значение учебников по социально-гуманитарным дисципли­нам в обеспечении усвоения учащимися идей, норм и ценностей на­ционально-государственной идеологии.


Профессиональные союзы, общественные объединения патриоти­ческой направленности и их роль в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства, формировании гражданственно­сти. Общенациональный компонент в содержании идеологии и деятель­ности политических партий и других общественно-политических объе­динений. Роль конфессиональных организаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.

Идеологическая работа как деятельность различных звеньев иде­ологического механизма государства по формированию, системати­зации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформ­лению и распространению среди населения идеологии государства. Кадровое обеспечение идеологической работы. Критерии оценки иде­ологической работы.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 но­ября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск, 2006.

2. 0 печати и других средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 1995 г. // Ведамасці Вярхоунага Савета Рэсп. Бела­русь. - 1995.-№ 12. - Ст. 121.

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 июля 1997 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1997. -№24.-Ст. 263.

4. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Бела­русь, 7 июля 1998 г. // Там же. - 1998. - № 29-30. - Ст. 466.

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бе­ларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бе­ларусь»: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. // Нац. реестр право­вых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 8, 2/137.

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бе­ларусь «О профессиональных союзах»: Закон Респ. Беларусь, 14 янв. 2000 г. // Там же. - № 23, 2/146.

7. Об образовании: Закон Респ. Беларусь, 29 октября 1991 г. // Там же. - 2002. - № 37, 2/844.

8. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 31 окт. 2002 г. // Там же. - № 123, 2/886.

9. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бела­русь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»: Закон Респ. Беларусь, 31 янв. 2003 г. // Там же.-2003.-№17, 2/935.

10. О совершенствовании кадрового обеспечения идеологиче­ской работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Бе­ларусь от 20 февр. 2004 г. № 111// Сов. Белоруссия. - 2004. - 24 февр.

11. 0 развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и по­вышении их роли в государственном строительстве: материалы сове­щания в НАН Беларуси с ведущими учеными и преподавателями-об­ществоведами республики (26 нояб. 1998 г.). - Минск, 1999.

12. 0 состоянии идеологической работы и мерах по ее совершен­ствованию: материалы постоянно действующего семинара рук. работ­ников респ. и местн. гос. органов. - Минск, 2003.

13. Государство для народа: док. и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. (2-3 марта 2006 г.) / редкол.: А. Н. Рубинов [и др.]. - Минск: Беларусь, 2006.

14. Дубов1к, С. В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці / С. В. Дубовік. - Мінск, 2003.

15. Князев, С. Н. О некоторых проблемах совершенствования идеологической работы // Инф. бюл. Администрации Президента Рес­публики Беларусь.- 2002.

16. Лукашенко, А. Г. В процветании Родины - благополучие всех: Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорус­скому народу и Парламенту // Сов. Белоруссия. - 2006. - 24 мая.

17. Матусевич, Е. В. Идеологическая работа в Республике Бе­ларусь / Е. В. Матусевич, С. Г. Паречина. - Минск, 2006.

Читайте также: