Закон как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан
Обновлено: 21.11.2024
Белорусский народ - носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Значение Всебелорусских народных собраний в формировании государственной идеологии Республики Беларусь. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной инструмент их реализации.
Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений национально-государственной идеологии, ее правовом закреплении и обеспечении реализации целей и задач развития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Президента Республики Беларусь - одобрение народом предложенной им программы развития общества. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, административные, моральные.
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии. Функция Парламента как представительного органа - выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Закон как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законотворчество - основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии.
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления как инструменты практической реализации положений государственной идеологии. Смысл права законодательной инициативы - участие в формулировании интересов общества и различных категорий граждан. Основные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормотворчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информирование граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным составом органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств государства.
Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в механизме государственной идеологии. Основное их предназначение — теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин и доведение их содержания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности - проведение исследований по проблемам идеологии и политики государства и подготовка соответствующих литературных произведений - статей, монографий, диссертаций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий и т. п.
Сеть научно-исследовательских и информационно-пропагандистских учреждений социально-гуманитарного профиля в Республике Беларусь.Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Консолидация белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе - основная задача СМИ.
Информационная политика Республики Беларусь.
Учреждения национальной системы образования и профессиональной подготовки как составные звенья идеологического механизма белорусского государства; их роль в распространении содержания государственной идеологии, воспроизводстве национальных идеалов и ценностей, воспитании у обучаемых гражданских качеств, формировании чувства патриотизма, национальной гордости и достоинства. Право и обязанность органов государственного управления направлять и контролировать деятельность учреждений образования. Особое значение учебников по социально-гуманитарным дисциплинам в обеспечении усвоения учащимися идей, норм и ценностей национально-государственной идеологии.
Профессиональные союзы, общественные объединения патриотической направленности и их роль в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства, формировании гражданственности. Общенациональный компонент в содержании идеологии и деятельности политических партий и других общественно-политических объединений. Роль конфессиональных организаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.
Идеологическая работа как деятельность различных звеньев идеологического механизма государства по формированию, систематизации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению среди населения идеологии государства. Кадровое обеспечение идеологической работы. Критерии оценки идеологической работы.
Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск, 2006.
2. 0 печати и других средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 1995 г. // Ведамасці Вярхоунага Савета Рэсп. Беларусь. - 1995.-№ 12. - Ст. 121.
3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 июля 1997 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1997. -№24.-Ст. 263.
4. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 июля 1998 г. // Там же. - 1998. - № 29-30. - Ст. 466.
5. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 8, 2/137.
6. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»: Закон Респ. Беларусь, 14 янв. 2000 г. // Там же. - № 23, 2/146.
7. Об образовании: Закон Респ. Беларусь, 29 октября 1991 г. // Там же. - 2002. - № 37, 2/844.
8. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 31 окт. 2002 г. // Там же. - № 123, 2/886.
9. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»: Закон Респ. Беларусь, 31 янв. 2003 г. // Там же.-2003.-№17, 2/935.
10. О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февр. 2004 г. № 111// Сов. Белоруссия. - 2004. - 24 февр.
11. 0 развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве: материалы совещания в НАН Беларуси с ведущими учеными и преподавателями-обществоведами республики (26 нояб. 1998 г.). - Минск, 1999.
12. 0 состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: материалы постоянно действующего семинара рук. работников респ. и местн. гос. органов. - Минск, 2003.
13. Государство для народа: док. и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. (2-3 марта 2006 г.) / редкол.: А. Н. Рубинов [и др.]. - Минск: Беларусь, 2006.
14. Дубов1к, С. В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці / С. В. Дубовік. - Мінск, 2003.
15. Князев, С. Н. О некоторых проблемах совершенствования идеологической работы // Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь.- 2002.
16. Лукашенко, А. Г. В процветании Родины - благополучие всех: Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту // Сов. Белоруссия. - 2006. - 24 мая.
17. Матусевич, Е. В. Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е. В. Матусевич, С. Г. Паречина. - Минск, 2006.
Читайте также: