Задачи на составление выражения

Обновлено: 20.09.2024

Методическая разработка Соловей Виктории Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ Пяозерская СОШ.

Разработка рассчитана на учащихся 1 – 4 классов.

Обучение составлению задач по выражению.

Образование перешло на стандарты второго поколения, по требованиям которых целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В основе данного умения лежат универсальные учебные действия, которые требуют специальной работы по их формированию. Работа по составлению и решению задач в значительной степени позволяет формировать у учащихся познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Из познавательных УУД формируются логические действия (анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений), действия постановки и решения проблем (формулирование проблем). Из регулятивных УУД формируются целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно), планирование (составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта), оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Обучаясь работе над задачей, ученик учится решать любую жизненную задачу, т.к. при решении и математической, и жизненной задачи он проходит те же этапы.

Обучение составлению задач по выражению очень важно для обучения решению задач. Обучаясь составлять задачи, ученик более глубоко осознает установленные связи между величинами, учится представлять себе связь между числовыми данными и реальными объектами, переносить математические объекты на объекты реального мира. Это кропотливая и сложная работа, в ходе которой учитель развивает у обучающихся важное умение – умение решать задачи.

Этапы обучения составлению задач по выражению.

1. Подготовительный этап – обучение составлению задач по выражениям, включающим одно действие.

На данном этапе перед нами стоит цель обучить составлению задач по выражениям, включающим одно действие. Чтобы обучающиеся осознали, что одним и тем же арифметическим действием можно решить разные виды задач, предлагаются следующие задачи:

решающиеся действием сложения (задача разбирается устно всем классом, решения записываются на доске в столбики)

«Девочка вымыла 25 глубоких тарелок и 16 мелких. Сколько всего тарелок вымыла девочка?»

«Один дом построили за 3 недели, а на строительство второго дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на строительство второго дома?»

решающиеся действием вычитания

«У Миши было 7 рублей. Он купил тетрадь за 4 рубля. Сколько денег осталось у Миши?»

«Мальчики слепили из пластилина 4 медведя и несколько слонов. Всего они слепили 7 животных. Сколько слонов слепили мальчики?»

решающиеся действием умножения

«У бабушки жили кролики в трех клетках, по 2 кролика в каждой. Сколько кроликов жило у бабушки?»

«Учитель задумал число, которое при делении на 3 дает число 2. Какое число задумал учитель?»

«За каникулы один ученик прочитал 2 книги, а второй ученик - в 2 раза больше. Сколько книг прочитал за каникулы второй ученик?»

решающиеся действием деления

«Двум классам подарили 10 скакалок, каждому поровну. Сколько скакалок подарили каждому классу?»

«В магазин привезли 10 кг яблок, а груш – в два раза меньше. Сколько кг груш привезли в магазин?»

«На конкурсе самодеятельности выступили 10 чтецов и 2 певца. Во сколько раз больше выступило чтецов, чем певцов?»

После решения всех задач необходимо сделать вывод о том, что одним и тем же выражением можно записать решения различных задач. Для этого предлагается посмотреть на записи в столбиках и подумать, что можно сказать о записях в каждом столбике, какие задачи решались.

Следующий шаг – составление всевозможных задач по одному выражению.

Чтобы облегчить поиск сюжета, на доску вывешивается таблица с перечнем глаголов, которая была составлена совместно с учащимися в ходе беседы о том, какие действия можно совершать с игрушками, покупками, книгами, тканями и т.д.

Читайте также: