За мкадом жизни нет откуда фраза
Обновлено: 22.12.2024
Мой друг, филолог с хорошим чувством языка, однажды придумал два варианта названия земель вне Москвы: провинция Замкадия (на итальянский манер, как Апулия) или регион Замкадье (с французским ударением на последний слог, вроде Монпелье). Новые топонимы прижились в узком кругу друзей, поскольку – чего греха таить! – периодически мы поминаем пресловутое замкадье и шутим насчёт того, кто там обитает. Шутим и стесняемся. потому что это нехорошо. Хотя речь идет не об уровне образованности, воспитанности и даже не о материальном достатке, а о совершенно банальных бытовых вещах. Сейчас объясню.:)
Периодически я езжу в Химки, в газетное хранилище Ленинской библиотеки (очень нарочито интеллигентно звучит, но как есть!). И когда я выхожу на платформе «Левобережная» и топаю по улице со скромным названием Библиотечная, мне уже кажется, что я попала в другую реальность . Другие магазины, другие ларьки на улицах, другие кафе - вместо привычных сетевых сплошь шашлыки да пиццы. Другие автобусы ездят мимо меня, а вдоль дороги припаркованы машины - совершенно бесплатно! Иногда кажется, что даже люди какие-то другие: помню, однажды летом на меня из-за угла вышел мальчик с плавательным кругом поперёк пуза в компании папы в одних трусах : наверное, в Химкинское водохранилище ныряли.
Впрочем, я думаю, что такой же мальчик легко мог бы топать домой с пляжа в Серебряном бору в престижном районе Москвы. или все-таки нет. Ладно, бог с ним, я вообще о другом хотела сказать.
Самое красноречивое - то, из-за чего и возникает порою ощущение, что мы живём в разных реальностях - это расстояния и их восприятие . Об этом и поговорим.
Принято считать, что москвичи воображают замкадочные земли страшным ужасом. Нет, это не так, но бытовые привычки и вправду сильно отличаются. Принято считать, что москвичи воображают замкадочные земли страшным ужасом. Нет, это не так, но бытовые привычки и вправду сильно отличаются.Вот банальный пример. Читаю здесь, на дзене, ехидный рассказ некоей дамы: мол, её муж каждое утро подвозит на работу и забирает по вечерам, и ей даже представить жутко - как же можно тереться в общественном транспорте, когда у тебя кольцо на пальце! И, мол, как же жалко ей таких бедняжек: очевидно ведь, что муж такую женщину ни в грош не ставит, если даже не может обеспечить ей комфортную дорогу на работу.
Ну-ну. Наверное, для небольшого города, где слово "пробки" ассоциируется только с винными бутылками или с электричеством, и где объезд города по периметру займёт максимум полчаса, проблема и вправду актуальна. Действительно: ну неужели жаль тому мужу сделать крюк в 15 минут, чтобы любимая не трепала свою норковую шубку в грязном автобусе.
В красках воображаю, как эта ситуация будет выглядеть в московских реалиях. Допустим, я живу на юго-западе нашей столицы. И работаю в окрестностях станции метро «Улица 1905 года», а мой молодой человек – на Таганке. И как, интересно, должна выглядеть операция «Любимый подвозит меня на работу»? Мы выезжаем этак в 7 утра, чтобы проскочить мимо хотя бы самых злых пробок. Выезжаем на ТТК и примерно через 40 минут, если нам повезло, я триумфально высаживаюсь около своей редакции. Мне предстоит ещё минимум два часа пить кофе и валять дурака (например, писать тексты для данного канала), потому что мой рабочий день начинается только в 10 часов. Ну а мужчина тем временем съезжает на Садовое кольцо… и последующий час плетётся там со скоростью пешехода, но всё-таки приезжает на работу к 9:00, ведь его руководство гораздо более консервативно. Вечером мы повторяем ту же операцию в обратном порядке – бесконечная пробка на Садовом, попытки припарковаться на Красной Пресне за 200 рублей в час (потому что в последний момент на меня свалилось срочное задание), медленная езда по ТТК и триумфальное возвращение домой в десятом часу вечера. Ну зато забота проявлена, порядок соблюден, и подружки на работе увидели, что я не брошенка какая, а мужик за мной приехал, всё честь по чести!:) Спасибо, конечно, за такую заботу, но лучше уж я эмансипированно поеду на своей машине… а ещё лучше – на метро, это гораздо быстрее получится!
Моя дорога от дома до работы на машине - это 20 км. В час пик - почти полтора часа по пробкам. О каком "подвезти" тут может идти речь? Моя дорога от дома до работы на машине - это 20 км. В час пик - почти полтора часа по пробкам. О каком "подвезти" тут может идти речь?Или вот другой пример. Недавно ко мне в гости приезжала подруга, которая живёт в очень небольшом городе. Правда, небольшой город находится в Израиле, но, как выяснилось, это не имеет никакого значения : всё равно некоторая специфика мегаполиса оказалась для неё сюрпризом. Например, меня неизменно поражало то, что всюду она рвалась вызвать такси . В гости к моей бабушке (15 минут прогулочным шагом по прекрасному зелёному бульвару): «Давай поедем на такси!». На встречу с нашей общей подругой, назначенную в кафе около метро в центре города: «Давай поедем на твоей машине? А, нет, ты выпить не сможешь! Ну тогда на такси!». В цирк на Цветном бульваре: «Давай вызовем такси, я же платье надела!». Маленькая ремарка: я живу настолько близко к метро, насколько это возможно – название станции можно из окна прочитать, если зрение хорошее.:) Причём на той же серой ветке, что и цирк, и предполагаемое кафе. Дорога займет 15-20 минут, и это совсем не час пик… ну какое такси, ну зачем? Как выясняется – нет, в понимании человека из маленького города такси нужно всегда.
Ещё чуть раньше меня здорово впечатлил рассказ другой приятельницы, живущей в Абакане. Она жаловалась, что отогнала авто в ремонт – и, следовательно, ей теперь очень нелегко передвигаться. На участливый вопрос о расстояниях девушка ответила: «До работы я иду пешком 15 минут, а до фитнес-клуба – почти 20». Я была, мягко говоря, озадачена: ведь когда я работала в редакции, до которой от моего дома было порядка 5 км, я искренне считала это фактически шаговой доступностью (и иногда по вечерам действительно прогуливалась, доходила домой за час)! Что любопытно: та же самая приятельница абсолютно не видит проблемы в том, чтобы смотаться за обновками в Красноярск (4 часа на машине).
Видное - это практически Москва, если смотреть с точки зрения транспортной доступности. Но вот таких пейзажей в Москве точно уже не осталось. Видное - это практически Москва, если смотреть с точки зрения транспортной доступности. Но вот таких пейзажей в Москве точно уже не осталось.Причём самое интересное: как я успела заметить, другое мышление начинается практически сразу же за МКАД . Помню, однажды я приехала по рабочим делам в город Видное: ближе к Москве просто некуда, я от своего совсем не окраинного жилища добралась за 25 минут! Приехала, звоню принимающей стороне: мол, где меня встречать будут?
- Вы напротив кинотеатра? Сядьте на автобус, доедете до нашего офиса. Пешком вам далеко идти, там 400 метров примерно, - заботливо проинструктировал коллега. Ну, без комментариев.:) Хотя чёрт знает: мы на тот момент были незнакомы, может, он вообразил себе почтенную даму 70 лет.
Похожая сцена - во время моей командировки в Барнаул. В последний день оставалось свободное время, и мы с коллегами-женщинами спросили сопровождающую: где бы нам купить местной косметики на алтайских травах ? Сопровождающая охотно начала объяснять: в конце такой-то улицы магазин, там есть всё-всё.
- Попросите портье такси вызвать, скинетесь, будет совсем недорого, - завершила она инструкцию.
Мы уточнили: пешком, мол, не дойдем?
- Ну. это минут пятнадцать от отеля! - озадаченно ответила дама.
Описанные эпизоды - это только мой личный опыт, но множество аналогичных историй мне рассказывали также друзья и родственники, так что я делаю вывод: наверное, так всё и есть.
Кстати, я ведь не зря упомянула знакомую из Абакана, которая запросто может смотаться в Красноярск только ради того, чтобы купить одежду. Потому что когда речь идёт о по-настоящему больших расстояниях, то картинка резко переворачивается - и мы снова видим фатальную разницу восприятия у мкадышей и замкадышей. Помнится, в давнишнем своём тексте об отношении к плацкартным вагонам я упоминала, что в принципе поезда приемлю только в том случае, если дорога занимает ночь или вроде того: ну, как от Москвы до Петербурга или до Минска. Если дольше, то я однозначно полечу на самолёте. В комментариях к тому тексту я прочитала множество реплик, вежливых и не очень, сводившихся к тому, что трое суток в поезде - это пустяки, дело житейское.
Эту специфику восприятия расстояний я очень ярко вижу на примере своих "понаехавших" друзей, которые как будто воспринимают лишь два варианта съёмного жилья: либо внутри Садового кольца, либо уж сразу в Южном Бутове . Логика примерно такая же: мол, если я не могу дойти от дома до работы за 5 минут, то не всё ли равно, сколько я буду трястись в метро, 15 минут или 40. И похоже, что им действительно всё равно. Хотя в моей картине мира разница между условной «Академической» и «Новоясеневской» – это целая жизнь.
Есть, конечно, ещё и огромное множество бытовых мелочей, которые тоже нельзя игнорировать, когда речь идёт о мкадышах и замкадышах. О них мы как-нибудь в следующий раз поговорим, а вот пример с восприятием расстояний, по-моему, очень ярко и совершенно не обидно ни для кого показывает: да, просто мы живём очень по-разному.
Читайте также: