Языковые средства выражения художественного времени
Обновлено: 22.12.2024
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Галина Александровна
В данной статье рассматриваются особенности передачи и изображения времени в художественном тексте . Основное внимание уделяется линейной, циклической и исторической моделям времени; также перечисляются способы вербализации данных моделей в художественном тексте ; подчеркивается важность категории времени, поскольку временная ориентация в тексте определяет характер языковых средств произведения; приводятся несколько толкований художественного времени; делается акцент на возможности и способности художественного времени передать динамику и изменяемость окружающего мира.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Соколова Галина Александровна
РЕТРОСПЕКЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА) Сверхсюжетное время в художественном тексте Категория времени в современной науке: анализ и интерпретация ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Психологические особенности восприятия пространства и времени в художественном тексте i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.TIMELINES IN LITERARY TEXT
The article deals with the peculiarities of time expressing and depicting in literary text . It is focused on linear, cyclic and historical timelines; it also outlines the ways how these timelines can be verbalized in literary text ; it emphasizes the importance of the category of time because the temporal orientation in text determines the type of language means in work; it gives a few interpretations of plot time and highlights some possibilities and abilities of it to express dynamics and variability of the world.
Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»
Theme of number
Модели времени в художественном тексте
В данной статье рассматриваются особенности передачи и изображения времени в художественном тексте. Основное внимание уделяется линейной, циклической и исторической моделям времени; также перечисляются способы вербализации данных моделей в художественном тексте; подчеркивается важность категории времени, поскольку временная ориентация в тексте определяет характер языковых средств произведения; приводятся несколько толкований художественного времени; делается акцент на возможности и способности художественного времени передать динамику и изменяемость окружающего мира.
Ключевые слова: художественный текст, реальный мир, время, языковые средства, художественное время, вымышленный мир, темпоральные параметры.
Timelines in Literary Text
The article deals with the peculiarities of time expressing and depicting in literary text. It is focused on linear, cyclic and historical timelines; it also outlines the ways how these timelines can be verbalized in literary text; it emphasizes the importance of the category of time because the temporal orientation in text determines the type of language means in work; it gives a few interpretations of plot time and highlights some possibilities and abilities of it to express dynamics and variability of the world.
■ Keywords: time, literary text, fictional world, real world, temporal parameters, language means, plot time.
Время, будучи изначально философской категорией, нашло активное применение в других областях науки, в том числе филологии. На сегодняшний день получило распространение общепринятое мнение, что модели «циклического времени» и «линейного времени» превалируют над другими [12, с. 184]. Стоит заметить, что на разных этапах развития истории доминировала та или другая модель времени.
М. М. Бахтин отмечал, что процесс освоения в литературе реального исторического времени был сложным. Осваивались отдельные стороны времени, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности [2, с.9].
По мнению российских лингвистов, художественное произведение представляет собой вымышленный смоделированный с помощью языковых средств вид реальности, созданный на фактуальной основе. Ху-
дожественный текст включает в свою структуру как фабульные, т. е. вымышленные, так и фактуальные события, т. е. действительно произошедшие в художественном мире. Язык фиксирует картину мира, которая существует в сознании человека, а не создает свою собственную [5, с. 15].
В художественном произведении автор изображает поэтический мир, в котором действуют вымышленные герои или исторические личности, пропущенные через призму авторской фантазии. Вымышленный мир, похожий и непохожий на мир реальный, передает миро-видение писателя, скрытое в художественных образах. Понять и раскрыть картину мира автора помогает так называемая сетка координат, одним из основных компонентов которой является время [7, с. 173].
По утверждению отечественных грамматистов, модели времени, представленные в разных языках (в фольклоре, поэзии, художественной прозе), подчеркивают самобытность конкретной культуры. При этом имеются различные способы вербального выражения времени. Они отражены в темпоральной семантике, а также в приставках, предлогах, частицах [3, с. 9].
Примечательно, что темпоральные параметры являются одной из важнейших характеристик текста. С их помощью на любом отрезке текста читатель ориентируется относительно времени изображенных событий [7, с. 180].
Как считают отечественные лингвисты, важность категории времени для художественного произведения выражается в том, что временная ориентация повествования определяет характер языковых средств, которые использует автор произведения. Именно эта ориентация повествования является одним из признаков, отличающих повествование от первого лица от повествования от третьего лица. Весь текст в повествовании от первого лица ориентирован на временной опыт рассказчика. Его временное и пространственное положение определяют временные и пространственные отношения в произведении. В повествовании от третьего лица такой ориентации нет. События изображаются как имевшие место быть. Это находит языковое выражение в употреблении в повествовании от первого лица форм прошедшего, настоящего и будущего времени в отличие от повествования от третьего лица, где преимущественно используются формы прошедшего времени [13, с. 15].
По мнению современных лингвистов, художественное время представляет собой способ организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и одновременно образ, связанный с восприятием авторской концепции, с отражением его образа мира [9, с. 122]. Художественное время является продуктом творчества автора произведения, способом речевого воплощения физического и философского аспектов [14, с. 76].
Отечественные лингвисты: З.Я. Тураева, Г.А. Золо-това, Н.К. Онипенко, Л.Ю. Сидоров - рассматривают время в рамках художественного текста как трехзначную категорию. Художественное время понимается как время трех событий, из которых складывается сюжет. Оно представляет собой сложное переплетение трех уровней восприятия - автора, читателя и персонажей. С точки зрения гносеологического аспекта, художественное время понимается как особая форма познания мира, сочетающая в себе особенности календарного, событийного и перцептивного времени [13, с. 15].
Многие исследователи указывают на взаимодействие трех темпоральных «осей»:
1) календарное время, выраженное с помощью лексических единиц с семой «время», а также с помощью точных дат;
2) событийное время, организационно связанное с предикатами;
3) перцептивное время, выраженное позицией повествователя и персонажа (при этом используются
разные лексико-грамматические средства и временные смещения) [4, с. 23].
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Некоторые филологи полагают, что художественное время может быть представлено как конкретное абстрактное, обобщенное поэтическое в пределах прозаических и поэтических текстов [14, с. 76].
Стоит заметить, что художественное время может изображаться как реальное (объективное, циклическое), субъективное, ирреальное, которое включает в себя сказочное, волшебное, фантастическое время, фан-тасмогорическое время, время Зазеркалья [10, с. 163].
Как полагают литературоведы, художественное время обладает сложной структурой: будучи неразрывно связанным с элементами текста, оно является одним из компонентов замкнутой системы временных отношений - временного континуума, включающим в себя сюжетное время и лингвистическое время. При этом под сюжетным временем понимается время протекания действий, определяющихся соотношением авторского и персонажного планов повествовательной перспективы художественного текста. Лингвистическое время выражает соотношение художественного и сюжетного времени [11, с. 10].
Категория времени имеет все большее и большее значение в современном понимании мира и в современном отражении этого мира в искусстве. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения. Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени прослеживаются в литературе [6, с. 209-210].
Время в художественной литературе воспринимается благодаря связи событий - причинно-следственной или психологической, ассоциативной. Время представляет собой соотнесенность событий. Где нет событий - нет и времени: в описании статических явлений, например в пейзаже или портрете и характеристике действующего лица [6, с. 214].
Как считают современные исследователи, динамика времени находит свое воплощение в сочетании линейной (час спустя, два часа спустя), исторической (во время Крымской компании) и циклической (зиму и лето) моделей времени. При классификации хро-нонимов (слов с временной семой) динамика времени указывает, что лексемы со значением сезонное время (весною), единицы измерения времени (час, год), единицы суточного времени (день), точная дата (1886), возраст персонажа (двадцать семь лет), линейный порядок следования единиц времени (первый) «параметризуют» время и организуют его по двум моделям -циклической и линейной [1, с. 50].
1. Аюпова С.Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира (на материале прозы И. С. Тургенева) // Русская словесность. - М., 2010. - 272 с.
2. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.
Интерактивная наука | 7 (41) • 2019
Theme of number
3. Гулыга Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В. Гулыга, Е.И. Шендельс. - М.: Просвещение, 1969. - 182 с.
4. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидоров. - М.: Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1998. - 544 с.
5. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Ком Книга, 2006. - 128 с.
6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
7. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - М.: Ось-89, 2005. - 560 с.
8. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. - М.: Академия, 2006. - 204 с.
9. Николина Н.А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. - М.: Гнозис, 2009. - 336 с.
10. Панина О.В. Поэтика художественного времени в фольклоре и литературе. - М.: Инфро, 2002. - 168 с.
12. Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.
13. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М.: Высш. шк., 1979. - 219 с.
14. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1987. - 168 с.
2. Bakhtin, M. M. (2000). Epos i roman., 304. SPb.: Azbuka.
4. Zolotova, G. A., Onipenko, N. K., & Sidorov, M. Iu. (1998). Kommunikativnaia grammatika russkogo iazyka., 544. M.: In-t russkogo iazyka im. V.V. Vinogradova RAN.
5. Kolshanskii, G. V. (2006). Obektivnaia kartina mira v poznanii i iazyke., 128. M.: Kom Kniga.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.6. Likhachev, D. S. (1979). Poetika drevnerusskoi literatury., 360. M.: Nauka.
8. Mikhailov, N. N. (2006). Teoriia khudozhestvennogo teksta., 204. M.: Akademiia.
9. Nikolina, N. A. (2009). Aktivnye protsessy v iazyke sovremennoi russkoi khudozhestvennoi literatury., 336. M.: Gnozis.
13. Turaeva, Z. Ia. (1979). Kategoriia vremeni. Vremia grammaticheskoe i vremia khudozhestvennoe., 219. M.: Vyssh. shk.
14. Chernukhina, I. Ia. (1987). Elementy organizatsii khudozhestvennogo prozaicheskogo teksta., 168. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo universiteta.
Читайте также: