Явление метатекстуальности получает выражение в форме вариаций
Обновлено: 22.12.2024
Термин метатекст активно применяется в современном литературоведении. Впервые о нём заговорили в 1970-е гг. Смысл этого явления в том, что слушатель, стенографируя в уме текст, добавляет в него свой комментарий — «предложения о том, что в данный момент делает говорящий. В сознании слушающего возникает двухголосный текст. Не диалог, а двухголосье. Представляет ли это один связный текст? Разумеется, нет. Это не текст, а двутекст» 1 . Комментатором текста может быть не только слушатель, но и автор. «Высказывание о предмете может быть переплетено нитями высказываний о самом высказывании. Тем не менее сами эти метатекстовые нити являются инородным телом. Хотя аргументом в пользу существования двутекста, состоящего из высказывания о предмете и высказывания о высказывании, может быть вскрытие связи между предложениями, между отдельными фрагментами, по своей природе двутекст не может быть текстом связным» 2 . «Эти метатекстовые нити могут выполнять самые различные функции. Они проясняют «семантический узор» основного текста, соединяют различные его элементы, усиливают, скрепляют» 3 .
Скрытое двухголосье может быть заключено в монологическом высказывании, на что указывал М. Бахтин: «[. ] диалогические отношения возможны и к своему собственному высказыванию в целом, к отдельным его частям и к отдельному слову в нём, если мы как-то отделяем себя от них, говорим с внутренней оговоркой, занимаем дистанцию по отношению к ним, как бы ограничиваем и раздваиваем своё авторство» 4 .
В полной мере метатекстуальность присутствует в каждом из рассматриваемых произведений, однако первым в литературное произведение её ввёл Лоренс Стерн, который первым написал роман о романе. К.Н. Атарова пишет: «. Эта беседа рассказчика с читателем вырастает в один из важнейших аспектов повествования, который можно условно назвать «мета-планом», так как здесь рассказчик рассматривает как объекты анализа остальные темы своего повествования» 5 . Если предшественники Стерна, описывая события, которые могли произойти в реальности (например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо), позволяли читателю «погружаться» в мир, созданный писателем, то Стерн, используя метатекст, «намеренно уничтожает иллюзию достоверности, микрокосма своего повествования» 6 . Об этом свидетельствует, в частности, следующая фраза:
Тихонько, тихонько, друг читатель! — куда это тебя уносит фантазия? 7
— которой Стерн намеревался не столько ограничить полёт воображения читателя, сколько «пробудить» его от текста и перенести в окружающую реальность. Читатель впервые становится не соучастником происходящих событий, а соавтором романа.
Стерн обнажает сам процесс письма.
— Скажите, как назывался человек, — я пишу так торопливо, что мне некогда рыться в памяти или в книгах, — впервые сделавший наблюдение, «что погода и климат у нас крайне непостоянны»? 8
Заканчивая эту главу, я должен сделать одно предостережение моим читательницам. 9
Я начал новую главу, чтобы иметь достаточно места для природы затруднений, в которые вовлечён был дядя Тоби. 10
Вообразите себе. Но лучше будет начать с этого новую главу. (Глава IX. — В.С.) Вообразите себе маленькую, приземистую, мешковатую фигуру доктора Слопа. 11
Иногда Стерн эксплицирует создание текста, отождествляя творческий акт писателя со сценическим действием (и сопутствующими ему элементами, в частности — с переменой декораций), а само литературное произведение — со сценой:
Я опускаю на минуту занавес над этой сценой, — чтобы кое-что вам напомнить — и кое-что сообщить. <. > Когда и то, и другое будет сделано, — занавес снова поднимется, и дядя Тоби, отец и доктор Слоп будут продолжать начатый разговор, не встречая больше никаких помех 12 .
А теперь я попрошу читателя помочь мне откатить артиллерию дяди Тоби за сцену, — удалить его караульную будку и, если можно, очистить театр от горнверков и демилюнов, а также убрать с дороги все прочие его военные побрякушки; после этого, дорогой друг Гаррик, снимем нагар со свечей, чтобы они горели ярче, — подметём сцену новой метлой, — поднимем занавес и выведем дядю Тоби в новой роли, которую он сыграет совершенно неожиданным для вас образом 13 .
Примечания
1. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. С. 403.
4. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 6 т. / М.М. Бахтин. Т. 6. М.: Русские словари, 2002. С. 207.
5. Атарова К.Н. Жанровое новаторство Лоренса Стерна и его влияние на европейскую литературу: Автореферат дис. … канд. филол. наук. М., 1976. С. 8.
Читайте также: