Ярмарка тщеславия что значит выражение

Обновлено: 21.11.2024

С телеэкранов не сходят бесконечные шоу, где знаменитости разных рангов в качестве главных героев рассуждают о том, кто достоин оказаться в их кругу, спорят о своих «достижениях». И ладно, если бы они мерились своим образованием, количеством прочитанных книг или сделанных добрых дел. Так ведь нет: они обсуждают, у кого дороже бриллианты, круче дом и больше прислуги. Поистине ярмарка тщеславия!

И ведь это проблема не только сегодняшнего дня. Наверняка так было всегда. Но впервые основательно над актуальностью этого вопроса задумался Уильям Теккерей, родившийся 18 июля 1811 года. А свой роман, где изложил мысли по этому поводу, он так и назвал — «Ярмарка тщеславия».

Уильям Теккерей Уильям Теккерей

Этот заголовок Теккерей почерпнул из работы средневекового автора Беньяна, и в первом переводе на русский язык звучал несколько иначе — «Базар житейской суеты». И если у Беньяна через этот базар нужно пройти, чтобы попасть в Град Божий, то Теккерей трактует эту фразу иначе — не все его персонажи способны этот самый базар преодолеть.

Роман без героя — так определил автор своё произведение, указывая на то, что современное ему общество не способно породить сколь либо значимую личность. Люди вокруг – рядовые, ничем не примечательные, заражённые снобизмом. В центре — две женщины Эмилия и Ребекка, две судьбы, представляющие пародийную модель британского общества, где честность, добропорядочность, верность — пустой звук, в то время как нездоровая амбициозность, неспособность к состраданию, неразборчивость в выборе средств для достижения цели — не то что в порядке вещей, а, можно сказать, достоинство.

Ребекка, идя по головам, добивается и положения, и признания, презирая при этом тех, кто не смог, как она. Но её моральных двойников в романе хоть отбавляй, и все они с независимым видом расхаживают по Ярмарке Тщеславия.

Ничего не напоминает? Почти два века прошло с тех пор, как книга увидела свет, а пороки всё те же. Только теперь они не скрываются под маской добродетели, а сами называют себя добродетелью.

Поэтому и популярно произведение в любую эпоху и в любой стране. Одних только экранизаций у книги было семь, причём четыре из них — в ещё немом кино, и пять телепостановок. Действительно, Теккерей поднял тему, которая ещё долгие годы будет будоражить умы и подвигать на её дальнейшее развитие в искусстве.

Но у самого писателя это не первое произведение, затрагивающее тему тщеславия. Ещё учась в Кембриджском университете, он издавал студенческий журнал «Сноб», а затем, за два года до написания своего самого знаменитого романа, издал очерки «Книга снобов», где его персонажи начали приобретать характерные черты, полностью раскрытые уже в «Ярмарке».

Но знаете, что самое интересное? Первоначально слово «сноб» означало «сапожник», то есть, по тогдашним понятиям, никудышный мастер, невежа. Но Теккерей расширил это определение, соединив в характере такого персонажа угодливость и жестокость, спесь и претензию на манеры, самомнение и нищету души.

Правда, очень похоже на сегодняшний день?

А что Вы думаете о "Ярмарке тщеславия"? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Читайте также: