Высказывания о социализации детей с овз

Обновлено: 04.10.2024

Для меня, как для будущего учителя начальных классов – это очень важная тема, так как одной из актуальных проблем современного образования является проблема социализации подрастающих школьников. Эта проблема достаточно часто последнее время обсуждается на различных уровнях российского образования. Особую остроту приобретает эта проблема при адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, предпринимаемые нашим государством с целью их обучения и воспитания, испытывают серьезные проблемы социализации и, став взрослыми, оказывается неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь.

Сейчас многие специалисты работают над разрешением целого ряда проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее важной проблемой является их социализация, но для того, чтобы понять особенности и специфику социализации таких детей, необходимо, прежде всего, выяснить, какие существуют уровни социализации, что является механизмом социализации особых детей, какие задачи стоят перед образовательной организацией и педагогами, а также определить показатель успешной социализации. Вспомним, что такое социальная дезадаптация. Она обусловлена как нарушениями в развитии, так и затруднениями в общении, самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Необходимо изучить много теории, чтобы при работе с такими детьми не возникло дезадаптации. В данной статье находятся ответы на все интересующие нас вопросы, а также представлена рекомендуемая литература.

Во-первых, определимся с понятием «социализация» – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Нас интересует с оциализация детей с ограниченными возможностями здоровья, а она, как мы знаем, изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования.

Во-вторых, нужно не забывать про цель социализации детей с ОВЗ — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни, а для того, чтобы цель была достигнута, нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

В-третьих, необходимо отметить, что социализация детей с ограниченными возможностями происходит на пяти уровнях, о которых я узнала из статьи, а механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта.

В-четвертых, совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Какие же задачи стоят перед образовательной системой? Конечно же, в задачи входит разработка специальных программ социальной адаптации; создание многочисленных центров социальной адаптации, ресурсной поддержки; разработка и внедрение технологий обучения, развивающих интегративных качеств личности, в том числе самостоятельность; обеспечение гуманистического стиля общения в учебных заведениях; реализация программы непрерывного дополнительного образования; расширение охвата детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью; обеспечение педагогическим сопровождением; сформированность инклюзивных компетентностей родителей. Задачи образовательной системы таковы и при нарушении хотя бы одной, рушится вся социализация детей с ОВЗ.

В-пятых, мы должны понимать, что основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами. Они бывают четырех видов: естественно-культурные, социально-культурные, морально-нравственные и социально-психологические.

Стоит отметить, что показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

В заключение хочется сказать, что при комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к этим детям, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием общества своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Моя задача, как учителя – создать условия для приобщения обучающихся с ОВЗ к основам культуры и цивилизации, а также обеспечить включение в общество и подготовить их к активному участию в социальной жизни.

Читайте также: