Высказывания о проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.11.2024

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания .

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относятся к педагогическим технологиям XXI века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

Педагогическая ценность проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основной для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, с экологическим образованием школьников.

Цель здоровьесберегающих технологий – формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определенным багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.

В данной работе была предпринята попытка изучения особенностей формирования мотивационных отношений учащихся к своему здоровью. Были определены следующие задачи:

- изучение мотивации с точки зрения здоровьесберегающих технологий;

- изучение отношения младших школьников к основам и здорового образа жизни;

Основным методом исследования являлась беседа, направленная на выявление отношений ребенка к своему здоровью. Примерные вопросы беседы.

- Зачем необходимо человеку быть здоровым?

- Для чего нужен режим дня?

- Какие правила поведения необходимо соблюдать во время отдыха на природе?

- Какие привычки полезные, а какие вредные?

- Какую пользу можешь принести ты для окружающей среды, чтобы сохранить свое здоровье?

- Что нужно делать, чтобы быть закаленным и выносливым?

Анализ показал, что учащиеся младшего школьного возраста свое отношение к здоровью связывают с окружающей средой, делают обобщающие выводы о том, что здоровье – единственная драгоценность.

Преобладающим мотивом у детей – здоровье, которое необходимо, ,для того чтобы реализовать множество собственных идей. «Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Ж. Лабрюйер). Вторым по распространенности (40%) является признание, что здоровый человек – это модно и современно. Лишь небольшая часть школьников (10%) считает, можно обойтись без особой заботы о своем здоровье. Вывод. Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует гармонично развитую личность, необходимо активное освоение содержания культуры здорового образа жизни каждым человеком. Следовательно, проектный метод поможет воспитать потребность соблюдать правила здоровьесбережения и реализовать здоровьесберегающую программу. Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению его функций. Огромную роль в сохранении здоровья школьниками играет классный руководитель, а значит он выбирает приоритеты для своих воспитанников.

Рассмотрим основные особенности структуры уроков и приведем пример коллективного проекта по программе «Окружающий мир.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Например. Группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав группы формируется с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы « аналитиков» и « испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Целеполагание (выделение цели с помощью учителя)такое название сформулировал методист Кагоров в своем пособии «Метод проектов в трудовой деятельности» (Кагаров,1926). Построение зависит от содержания урока.

Третий этап является подготовительным.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. По методисту Е.Г. Кагарову (1926) Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели).

Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована по - разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Следующий этап по методисту Е.Г. Кагарову (1926) называется подведение итогов выполнения проекта и определение задач для нового проекта. В нашем же варианте.

Пятый этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за «работой» своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Организация работы над проектами.

Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Читайте также: