Высказывания о науке педагогике

Обновлено: 05.10.2024

В данном пособии подобраны известные изречения, высказывания о педагогике и воспитании известных поэтов и писателей.

ВложениеРазмер
pedagogika_tsitaty.docx 239.75 КБ

Предварительный просмотр:

Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. Ш.Амонашвили

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Педагог - это инженер человеческих душ. Михаил Калинин

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Педагоги - это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной.

Педагогика, развивая в ребенке будущего человека, не должна забывать, что детство также есть период жизни, и часто лучший ее период.

Кто есть первый воспитатель молодежи нашей? Учитель. Учитель! Слово-то какое. В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце.

Кто мне один день был учителем, тот мне отец на всю жизнь.

Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Обучать - значит вдвойне учиться.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Преподавание истории, литературы, искусств, пения призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь.

Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок 20 или 40 еще не окрепших, рассеянных детских голов. Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критериум учительского достоинства.

Сколько школ, столько и ученых мнений! Макс Шелер

Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, "мастерскими людей".

Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит вас, заслуживает это имя.

Тот тщетно учит, чьи дела противны учению. Учитель - игла; ученик - нить.

Учитель - третий родитель ребенка.

Учитель - это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей.

Учитель - это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом.

Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.

Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.

Учительство - не утраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция.

Учителя не случайно называют высоким именем народный. Его мудрость творит ту сложную вещь, которую принято называть преемственностью поколений.

Учить - ум точить.

Учить могут только те, кто знает больше тех, кого хотят учить.

Хороший учебник - это основа работы школы.

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

Хотите вы позаботиться о своих детях, позаботьтесь о процветании тех, которым вверено их воспитание!

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не

говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя.

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения.

Я не знаю, что я сделаю, что со мною будет, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам.

Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой он предмет преподает - химию, физику, литературу илиисторию.
Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.
Дмитрий Лихачев

Я убежден: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка. Учитель призван реализовывать мечты детей.
А.Захарченко

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Знание - орудие, а не цель.

Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества".

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

Обучать - значит вдвойне учиться.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.

Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти.

Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.

Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна.

Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Образованный - это тот, кто знает, где найти то, что он не знает.

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле.
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.

Вселенная освещается Солнцем, человек - знанием.

Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами.

Будем внимательно, добросовестно изучать старое, чтобы еще лучше познать новое.

Учение в молодости - резьба по камню, в старости - черчение на песке.

Не уставай искать ответа
На то, на что ответа нет.
В неотвечаемости этой
Уже содержится ответ.

Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю и выведываю, и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто не бывает у меня этой благодарностью обойден.

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.
Каллас Мария

Вечно учиться; но не - вечно получать уроки.
Ландау Григорий

Воспитатем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Все мы учащиеся - исполнители, учителя, обучающиеся.
Бах Ричард

Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим.
Вал Дж. Хелемендерис

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.

Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем.

Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников.
Талмуд

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Толстой Лев Николаевич

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек - твой учитель.

Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни дипломы.
Писарев Дмитрий Иванович

Те, кто старше нас, - наши лучшие учителя.Они много могут предложить нам. КорнеттЛеанза

Уча, учимся. Сенека Старший

Ученик для учителя - это возможность совершенствования учителя.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади . Аристотель

Ученики должны знать, что домашнее задание у учителя намного больше.

Учительство - не утраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция .

Учителя, которым дети обязаны воспита-нием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением:одни да-рят нам только жизнь, а другие добрую жизнь.

Учить детей - дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.

Учиться - значит открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь.

Учиться дозволено и у врага. Овидий

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.

Никогда не надо стыдиться сказать: «Я не знаю, объясните мне».

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность . Б. Шоу

Хорошие учителя создают хороших учеников.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде , должен быть увенчан лаврами.

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.

После хлеба самое важное для народа — школа. Дантон Ж.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Я являюсь сторонником производствен-ных процессов в школе , даже самых простых, самых дешевых, самых скучных, потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива.

Нет оружия более острого, чем знание , основанное на трудовых процессах.

Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки снова и уже сильнее способствует развитию мозга.

Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу , но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

В воспитании всё дело в том, кто воспитатель. Д. Писарев

Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Природа и воспитание подобны…воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу.

Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! - не тут - то было : только что начинается. »

И воспитание, и образование неразде-льны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен быть.

Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало.

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без застенчи-вости, а свыше стоящими – уважительно и непринужденно.

Нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы принять то, что нельзя изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго.

Древняя тибетская мудрость

Я познание сделал своим ремеслом…

Делайте великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого.

Дайте детству созреть в детях.

В каждом человеке – солнце. Только дай емусветить. Сократ.

Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

Единственная роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.

Душа ребенка – пламенный сосуд: прозрачны стенки, совершенны формы, но от того, чем мы его наполним, зависит будущего суть. Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детяхшалунов.

Мы рождаемся слабыми – нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными – нам нужна сила; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, став взрослыми, дано нам воспитанием.

Обращайтесь с вашим воспитанником соответственно возрасту. Не допускайте у него даже мысли, что вы претендуете на какую-то власть над ним.

Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость.

В игре детей есть часто смысл глубокий.

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

А.С.Макаренк о Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно.

Наши дети – это наша старость.

Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и два раза больше времени.

В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали. Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства.

Читайте также: