Высказывания критиков о недоросле

Обновлено: 04.11.2024

Комедии "Недоросль" - вершина творчества знаменитого русского драматурга Фонвизина.

В этой статье представлена критика о комедии "Недоросль" Фонвизина: отзывы критиков и писателей о произведении.

Смотрите:
- Краткое содержание комедии
- Все материалы по комедии "Недоросль"

Критика о комедии "Недоросль" Фонвизина: отзывы критиков и писателей о произведении


"Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России. <. > Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души. "
(Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями")

(В. Г. Белинский, "Русская литература в 1841 году") А. И. Герцен: "Успех "Недоросля" значительно превзошел успех "Бригадира". Это произведение сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства, перерожденного Петром I." (А. И. Герцен, "Новая фаза русской литературы", 1864 г.)

В. О. Ключевский:

"Эта комедия - бесподобное зеркало. Фонвизину в ней как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания. <. >

Фонвизин взял героев "Недоросля" прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов. . автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина, который и принял их в казенную опеку с их деревнями. <. > "Недоросль" - комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встречаешь вне театра, дома или в обществе. " (В. О. Ключевский, "Сочинения в восьми томах", том VIII, 1959 г.)


Из книги "Силуэты пятидесяти русских литераторов":


". Д. И. Фонвизин известен своими комедиями, в которых осмеивает современное ему невежество, поверхностность образования, дворянскую лень и проч. Более известные его комедии - "Бригадир" и "Недоросль". "
("Силуэты пятидесяти русских литераторов и краткие их биографии. и др.", Санкт-Петербург, 1877 г.)

". Фонвизин написал свою лучшую комедию "Недоросль", которая всеми принята была с восторгом, как явление еще не бывалое в литературе нашей, давшей вечную славу автору и возвысившей его над всеми современными драматургами. <. >

. его комедии "Бригадир" и "Недоросль" по своему художественному такту, по своей художественной истине, с которою созданы были глубоко задуманные типы действующих лиц, служат памятником и образцом современного этой эпохи языка, до сих пор не забыты потомством и никогда не умрут, подобно давно уже предавших забвению все произведения Сумарокова, Аблесимова, Княжнина и Капниста и по праву дают Денису Ивановичу его высокое, почетное место в истории русской литературы."
(А. П. Добрыв, "Биографии русских писателей", 1900 г.)


А. Пятковский:

". Стародум высказывал мысли, казавшиеся тогда передовыми и современными. <. > Стародум - не брюзга и не ретроград, смотрящий с ужасом на умственное движение своего века; он далеко не похож на тех питомцев петровского времени . которые не признавали в новых людях ничего путного. <. >

. мы должны признать, что Стародум, хотя и хвалит старое время, но . он говорит. с целью осветить дурные стороны современного общества. <. > Короче сказать, Стародум - это сам Фонвизин, отчасти разделявший идеи французских писателей. <. >

. автору не приходилось выдумывать искусственных образов: сама жизнь подсказывала ему и руководила его талантом. Личности эти: Простакова, Митрофанушка, Скотинин, Еремеевна и учителя Митрофанушки в "Недоросле";. <. >

. Воспитание Митрофанушки или лучше сказать, одно питание. исключительные заботы матери о том, чтобы сынок ее кушал как можно больше и учился как можно меньше - все это почерпнуто прямо из русских нравов XVIII-го столетия и подтверждается десятками указаний в сатирических журналах, мемуарах и комедиях того времени. Рассуждения Простаковой о бесполезности наук, нападки Скотинина на грамоту коренились глубоко в русском обществе. "
(А. Пятковский, статья из книги "Д. И. Фонвизин" под ред. П. А. Ефремова, 1866 г.)


С. М. Брилиант:

". ум и талант [Фонвизина] нашли полное выражение в комедии "Недоросль". <. > . комедия "Недоросль", хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста. Как и сам Фонвизин, его "идеалы" - Правдин, Стародум, Милон, Софья - все "умны", порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию "просвещенного деспотизма". " (С. М. Брилиант, "Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность", 1892 г.)

А. Кокорев:

". Фонвизин дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта. <. >

Фонвизин был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. <. >


Статья "Драма" в "Литературной энциклопедии":

<. > Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны.

Г. П. Макогоненко:


(Г. П. Макогоненко, "Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина", 1959 г.)

Это была избранная критика о комедии "Недоросль" Фонвизина: отзывы известных русских критиков и писателей о пьесе.

Читайте также: