Высказывания казахских мыслителей о человеке и обществе

Обновлено: 21.11.2024

В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах. Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед своим народом. Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения своему народу, путь к созиданию и знаниям.

Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей обще- ственной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагающих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятельность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа.

В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах.

Существенное влияние на передовую тюркоязычную мысль оказала деятельность крупнейшего ученого-энциклопедиста, «Второго учителя» (после Аристотеля) Абу Насра аль-Фараби Ему принадлежат социально-политические трактаты, в которых он рассуждает о важности знания об обществе для того, чтобы достигать благонравного поведения и добродетельной жизни. В работе «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби попытался соединить греческий политический идеал города - государства с мусульманской моралью и традициями. Развивая мысли Платона и Аристотеля, ученый писал, что государство возникает как объединение людей для удовлетворения их потребностей. Усилия мыслителя были направлены на выражение универсальной теории образцового государства, которое может реализовать основную цель жизни каждого человека и общества в целом как достижение счастья и осуществление нравственного идеала гражданского типа [1, с.239].

Только «через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по природе» [2, с.303]. Аль-Фараби уже в далекие средние века обозначал основные принципы социального государств, в его представлении добродетельным является такое государство, деятельность которого направлена на заботу обо всех гражданах и на создание атмосферы помощи друг другу.

Сведения политического характера той эпохи имеются в знаменитой поэме «Наука быть счастливым» Жусупа Баласагуни (XI в.), выходца из знатной тюркской семьи. В этом произведении характеризуются различные сословия и описываются правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.

Представления о демократизации жизни общества выражены в политической мысли XIX века великими просветителями казахского народа Чоканом Валихановым, Абай Кунанбаевым. В работах «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи» Ч.Валиханов отвечает на вопрос «что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казах- ского народа – это путь просвещения, приобщения к науке: «Мы думаем, что усвоение общеевропейского, общечеловеческого просвещения и энергическая борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должна составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре». В «Записке о судебной реформе» Ч.Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманское, китайское и русское. Он отмечал, что «для нормального роста народа, на какой бы степени развития он ни стоял, необходимы: саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд» [3, с.80, 95]. Образование является краеугольным камнем свободного общества, тем фундаментом, на котором строится и держится сильное и здоровое государство [4].

Духовное наследие Абая Кунанбаева стало достоянием общечеловеческой культуры. Его обще- ственно-политические взгляды отражены в поэзии, в «Назиданиях» и в своде законоположений под названием «Бий ережелерi» и выразили условия жизни казахского народа, его судьбу. В этих работах осуждаются и бичуются пороки в жизни феодально-родовой и чиновничьей знати, казахский народ призывается к просвещению, преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Абай последовательно проводит идею о том, что знание, вера и нравственность это основные ценности, которые формируются и сохраняются народом: «Лишь знанием жив человек. Лишь знанием движется век». «Благословенны будьте – труд земной, ученье доброе и знания покой. Все остальное – власть ли, своевластье – тщета пред этой мудростью простой» [5, с.196].

Идее справедливости как одном из главных принципов социального государства пронизаны произведения Махамбета Утемисова. В произведении «Что толку?» он пишет: «Что толку народу от тронов златых, что толку народу от ханов лихих, если для немощных и бедняков нет справедливости, правды у них?» [6, с.126]. Особый вклад в развитие идеи социального государства внес Шакарим Кудайбердиев. Сущность и девиз его творчества – восхождение народа к прогрессу: «Коль честно разделить дары природы всей, то может и земля всех накормить людей. Труд в сочетании с любовью создает благополучие и счастье наших дней» [5, с.63-64]. Привлекает внимание его призыв к «честному разделению даров природы», что весьма актуально в наше время.

О милосердии и необходимости социальной помощи нуждающимся писал народный поэт, просветитель и общественный деятель Ахмет Байтурсынов: «Нет лучше милосердья в этом мире, чем поделиться помощью в нужде! В большие муки попадает тот, кто избежит на время малых мук» [5, с.86].

Призывами к овладению знаниями пронизано творчество казахского поэта Султанмахмута Торайгырова: «Знаний жаждет народ – за наукой иди! Пробивайся вперед, будь всегда впереди!» [5,с.149]. В поэме «Заблудившаяся жизнь» публицист рассуждает о сущности человеческой жизни, ее смысле применительно к развитию общества и показывает разные пути человеческого становления и утверждения: через стремление к счастью, богатству, власти и др. Но богатство, которое достигается ценой обнищания других, не делает человека счастливым: «Не счастье, нет, скорей, наоборот, копить богатство, чтоб беднел народ…» [7,с.189]. Если власть поддерживает сильных, то она, утверждает несправедливость. Справедливость власти - в оказании помощи слабым, защите бедных. Причину бедности С.Торайгыров видит исключительно в отсутствии справедливости, имущественном неравен- стве. Его общественный идеал – такая система, где труд на благо всех и каждого выступает главным богатством. Справедливость должна основываться на законе: «Да, человек понятлив и смышлен. А коли так, тогда сумеет он понять и справедливость, отучиться от зла, поверить в правду и закон» [7, с.229].

Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед своим народом. Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения своему народу, путь к созиданию и знаниям. «Духовно политические ценности свобода, справедливость, равенство – воплощается в комплексе идей, доктрин, концепций» [8].

Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей общественной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагаю- щих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятель- ность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа.

Читайте также: