Высказывания исламских ученых о сладости веры
Обновлено: 04.11.2024
Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
ثَـلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيْهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإِيْمَانِ: أَنْ يَكُوْنَ اللهُ وَرَسُـوْلُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَأَنْ يُحِبَّ الْمَرْءَ لا يُحِبُّهُ إِلا للهِ، وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُوْدَ فِيْ الْكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي الْنَّارِ .«Сладость веры ощутит тот, кто обладает тремя [качествами]: кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное, кто любит людей только ради Аллаха и кто не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть брошенным в огонь». Этот хадис передали ал-Бухари в главах «Сладость веры» (16), «О том, что не желать вернуться к неверию, как не желать быть брошенным в огонь, (значит обладать) частью веры» (21), «О том, кто предпочёл быть побитым, убитым и униженным, но не стать неверующим» (6941) и в главе «Любовь ради Аллаха» (6401) с небольшими изменениями; Муслим в главе «Разъяснение качеств, позволяющих ощутить сладость веры» (67), (68); ат-Тирмизи в главе о вышеназванном хадисе (2624); ан-Насаи в главах «Вкус веры» (4990), «Сладость веры» (4991) и «Сладость ислама» (4992) с небольшими изменениями.
В этих словах раскрываются такие важные понятия и ключевые вопросы веры, как любовь к Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, взаимная любовь между мусульманами, непоколебимость веры и необходимость держаться за неё коренными зубами, ненависть к неверию и его сторонникам и достижение такой степени презрения к неверию, что быть брошенным в огонь для человека предпочтительнее, чем стать неверующим.
Любовь в исламе в её чистом виде является частью поклонения Всевышнему, единственной цели человеческой жизни. Поклонение выражается в двух взаимодополняющих элементах: высшем смирении и высшей любви. Ибн Таймийя пишет: «Поклонение, которое требуется от нас, подразумевает смирение и любовь. Оно подразумевает высшее смирение перед Всевышним Аллахом и высшую любовь к Нему» [‘Убудиййа. С. 44].
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что мусульманин ощущает сладость веры лишь благодаря своей любви к Аллаху и что любовь к Нему — это основа, а упомянутые в хадисе любовь к Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, любовь к Его приближённым и неприязнь к неверию связаны с этой основой. И презрение к неверию в данном случае доказывает любовь к Аллаху, подобно тому, как отрицание одного суждения доказывает обратное.
Любовь к Аллаху прежде всего выражается в любви к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, посредством которого Аллах вывел людей из мрака к свету и передал им Свои предписания. Поэтому о любви к пророку в хадисе говорится наряду с любовью к Аллаху: «…кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное…». Одно из проявлений любви к Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха — любовь к Его шариату и Его религии, которые разъяснены в Его великой книге и благословенной сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Любовь к Аллаху также требует от мусульманина любить того, кто любит Аллаха и ищет Его довольства. Об этом говорится в хадисе после упоминания о любви к Аллаху и Его посланнику: «…кто любит людей только ради Аллаха…».
Любовь к людям ради Аллаха определяется их близостью к Нему, а близость к Нему достигается благодаря покорности Ему и богоугодным деяниям. Чем сильнее покорность раба Господу, тем ближе он к Нему и тем сильнее любовь, которую питают к нему верующие. Но если раб совершает грехи, отдаляясь от своего Господа, то любовь к нему сменяется противоположным чувством: из-за его отдаления от Аллаха верующие испытывают к нему неприязнь. Человек, совершающий одновременно и праведные дела, и грехи, заслуживает и любви из-за своей покорности, и ненависти из-за своего неповиновения. Но если человек разрывает связь с Аллахом, отдавая предпочтение отдалению перед близостью, неповиновению перед покорностью и неверию перед исламом, то любовь к нему превращается в ненависть и презрение. И причина этого — его неверие. В сердце верующего не может быть никакой любви к такому человеку.
Любовь можно испытывать как по отношению к людям, так и по отношению к их деяниям. На это указывает упомянутое в нашем замечательном хадисе третье качество, позволяющее ощутить сладость веры: «…кто не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть брошенным в огонь».
Как неверие вызывает у верующего высшую ненависть, так ересь и неповиновение вызывают у него неприязнь и ненависть. Причём чем тяжелее и безобразнее эти качества, тем сильнее должна быть неприязнь к ним. И, наоборот, вера и подчинение Аллаху пробуждают у мусульман любовь по отношению к тому, кто обладает этими качествами. Богоугодные деяния и набожное поведение всегда заслуживают любовь верующих.
Имам аль-Байдави сказал: «Эти три качества стали символом совершенства веры, ибо если человек понял, что Истинный Благодетель — это Всевышний Аллах, что никто, кроме Него, не способен одарить или лишить и что только посланник, мир ему и благословение Аллаха, мог разъяснить предписания Господа, то он всецело обратится к Нему. И тогда он станет любить лишь то, что любит Он, и любить лишь ради Него, и обретёт убеждённость в том, что все обещания и угрозы Его — непреложная истина. Всё обещанное станет для него реальностью. Собрания, где поминают Аллаха, станут для него райскими садами, а возвращение к неверию будет для него равнозначно попаданию в огонь» [Фатх аль-Бари 1/61].
Читайте также: