Высказывание святых отцов об измене

Обновлено: 22.11.2024

Пре­по­да­ва­тель Свя­щен­но­го Писа­ния Ново­го Заве­та Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии, насто­я­тель хра­ма в честь ико­ны Божи­ей Мате­ри «Неча­ян­ная Радость» в Марьи­ной Роще про­то­и­е­рей Геор­гий Кли­мов разъ­яс­ня­ет один из самых, к сожа­ле­нию, акту­аль­ных вопро­сов сохра­не­ния семьи. Что делать, если одна из сто­рон в бра­ке изме­ни­ла? Как еди­но­глас­но учат посту­пать в дан­ном слу­чае Еван­ге­лие, опыт Церк­ви и настав­ле­ния свя­тых отцов?

Один из важ­ных аспек­тов еван­гель­ско­го уче­ния о бра­ке рас­кры­ва­ет­ся в 19‑й гла­ве Еван­ге­лия от Мат­фея. Фари­сеи под­хо­дят к Спа­си­те­лю и иску­ша­ют вопро­сом: поз­во­ли­тель­но ли раз­во­дить­ся с женой? На что Гос­подь отвечает:

Мои­сей дал вам раз­вод­ное пись­мо (то есть преду­смот­рел воз­мож­ность раз­во­да) по жесто­ко­сер­дию вашему.

Одна­ко Сам Гос­подь все же гово­рит о един­ствен­ной при­чине, по кото­рой допу­стим раз­вод, – это вина пре­лю­бо­де­я­ния. В после­ду­ю­щее вре­мя Цер­ковь была неуклон­но вер­на это­му еван­гель­ско­му воз­зре­нию. В лице отцов и учи­те­лей Церк­ви она все­гда стре­ми­лась про­ве­сти в созна­ние и жизнь сво­их чле­нов ту идею, что брак есть союз нераз­рыв­ный и непри­кос­но­вен­ный во всех слу­ча­ях, кро­ме вины прелюбодеяния.

«Свя­щен­ное Писа­ние, – учит Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, – уза­ко­ни­ва­ет брак на усло­вии нерас­тор­жи­мо­сти его, это откры­ва­ет­ся из ясно­го поста­нов­ле­ния Гос­по­дом сле­ду­ю­ще­го зако­на: Не раз­во­дись с женой тво­ей, кро­ме вины пре­ступ­ной связи».

«Спа­си­тель отнюдь не допус­ка­ет рас­тор­гать брак по како­му-либо ино­му пре­гре­ше­нию, как толь­ко одно­му пре­лю­бо­де­я­нию, обре­тен­но­му в жене».

В чем же кро­ет­ся раз­ры­ва­ю­щая брак сила это­го пре­гре­ше­ния? Блуд­ник выхо­дит из сою­за брач­но­го, уми­ра­ет для него. Но если пре­лю­бо­де­я­ния нет, то

«отпус­ка­ю­щий попи­ра­ет самую брач­ную осно­ву, раз­лу­ча­ет то, что Бог соче­тал зако­ном при­ро­ды и освя­тил в хри­сти­ан­стве наро­чи­тым Таинством».

Такое объ­яс­не­ние одним из тол­ко­ва­те­лей рас­тор­же­ния бра­ка основывается

«на воз­ве­де­нии есте­ствен­ной свя­зи муж­чи­ны и жен­щи­ны в истин­но таин­ствен­ную – Хри­сто­ву. Здесь брак не про­сто сов­мест­ное сожи­тие, но преж­де и боль­ше все­го – хри­сти­ан­ский долг вос­про­из­во­дить в нем те отно­ше­ния, какие суще­ству­ют меж­ду Гос­по­дом и Его Цер­ко­вью. Это имен­но и выра­жа­ет­ся в клас­си­че­ском месте Еф. 5:32 , где речь дале­ко не о про­стом срав­не­нии… и пока­зы­ва­ет, что брак тре­бу­ет вза­им­ной само­пре­дан­но­сти в целях духов­но-нрав­ствен­но­го усо­вер­шен­ство­ва­ния до воз­рас­та испол­не­ния Хри­сто­ва ( Еф. 4:13 ) и себя, и сво­е­го потом­ства в каче­стве чле­нов Церк­ви. Поэто­му он и дол­жен быть нерас­тор­жи­мым столь­ко же, сколь­ко веч­но обще­ние Иску­пи­те­ля с веру­ю­щи­ми. Но с дру­гой сто­ро­ны, он не менее реши­тель­но и уни­что­жа­ет­ся, раз этот прин­цип нару­шен кем-то из супру­гов, – и гла­ва ока­зы­ва­ет­ся без тела, или наобо­рот» (Ори­ген).

Под­твер­жде­ние той мыс­ли, что по при­чине пре­лю­бо­де­я­ния уни­что­жа­ет­ся брак, содер­жит­ся и в тво­ре­ни­ях отцов-дони­кей­цев. Так, Ерм в извест­ной кни­ге «Пас­тырь» гово­рит, что, доко­ле муж не зна­ет гре­ха пре­лю­бо­де­я­ния сво­ей жены,

«не гре­шит, если живет с нею. Если же узна­ет муж о гре­хе сво­ей жены и она не пока­ет­ся, но будет оста­вать­ся в сво­ем пре­лю­бо­де­я­нии, то муж согре­шит, если будет жить с нею, и сде­ла­ет­ся участ­ни­ком в ее прелюбодействе».

Подоб­ное уче­ние нахо­дим и в Апо­столь­ских постановлениях:

«Кто удер­жи­ва­ет рас­тлен­ную, – гово­рит­ся там, – тот нару­ша­ет закон есте­ства, поели­ку дер­жа­щий пре­лю­бо­дей­цу безу­мен и нече­стив ( Притч. XVIII, 23 ): посе­му отсе­цы ю, гово­рит (Писа­ние), от пло­ти тво­ея ( Сир. XXV, 29 ); ибо она не помощ­ни­ца, но навет­ни­ца, скло­нив­шая помысл свой к другому».

Учи­тель Кар­фа­ген­ской Церк­ви Тер­тул­ли­ан вопро­ша­ет ере­ти­ка Маркиона:

«Что у тебя дела­ет супруг, если его жена совер­ши­ла пре­лю­бо­де­я­ние? Неуже­ли он дер­жит ее? Но как ты зна­ешь, и твой апо­стол (Павел в иска­жен­ных ере­ти­ком писа­ни­ях его) не поз­во­ля­ет при­об­щать блуд­ни­це чле­ны Хри­сто­вы (ср.: 1 Кор. 6:15–16 ). Итак, закон­ность раз­во­да име­ет сво­им пору­чи­те­лем Хри­ста… Кро­ме вины пре­лю­бо­де­я­ния Бог не раз­ру­ша­ет того, что Сам сочетал».

Эти сви­де­тель­ства дока­зы­ва­ют, что пре­лю­бо­де­я­ние под­ры­ва­ет и уби­ва­ет самый корень бра­ка, и если супру­ги про­дол­жа­ют жить, то уже живут не в бра­ке, а в гре­хов­ном сожи­тель­стве. Но, с дру­гой сто­ро­ны, в тво­ре­ни­ях тех же отцов-дони­кей­цев мы нахо­дим ука­за­ния на то, что даже пре­лю­бо­де­я­ние еще не ведет к бес­по­во­рот­но­му раз­ры­ву супру­же­ско­го сою­за: к нему ведет лишь «закос­не­лое упор­ство любо­дей­ству­ю­ще­го, зако­ре­не­лость его в поро­ке и неже­ла­ние воз­вра­тить себе рас­по­ло­же­ние пору­ган­но­го» (см. Глу­бо­ков­ский Н.). «Что же, – рас­суж­да­ет Ерм, – если жена отпу­щен­ная пока­ет­ся и поже­ла­ет воз­вра­тить­ся к мужу сво­е­му, то долж­на ли быть при­ня­та мужем ее?» – «Даже если не при­мет ее муж, он гре­шит и допус­ка­ет себе грех вели­кий; долж­но при­ни­мать греш­ни­цу, кото­рая рас­ка­и­ва­ет­ся, но не мно­го раз. Ибо для рабов Божи­их пока­я­ние одно. Поэто­му ради рас­ка­я­ния не дол­жен муж, отпу­стив жену свою, брать себе дру­гую. Такой образ дей­ствия оди­на­ко­во отно­сит­ся как к мужу, так и к жене».

О том же гово­рит Кли­мент Алек­сан­дрий­ский: «Соблу­див­шая живет гре­ху, но умер­ла для запо­ве­дей, а рас­ка­яв­ша­я­ся и как бы воз­ро­див­ша­я­ся по обра­зу жиз­ни – она полу­ча­ет паки­бы­тие жиз­ни; раз же преж­няя блуд­ни­ца умер­ла, сно­ва при­хо­дит родив­ша­я­ся к жиз­ни пока­я­ни­ем». Таким обра­зом, для постра­дав­ше­го, для неви­нов­ной сто­ро­ны все-таки выте­ка­ет обя­зан­ность вся­че­ски стре­мить­ся к при­ми­ре­нию и устро­е­нию нор­маль­но­го поряд­ка, «лишь после того бра­ко­раз­вод­ные наме­ре­ния его будут чисты­ми; без это­го же, цеп­ля­ясь за еди­нич­ный при­мер, он обна­ру­жит лукав­ство сво­е­го серд­ца, забве­ние того, что соче­тан­ное Богом нуж­но под­дер­жи­вать до послед­ней воз­мож­но­сти и с само­по­жерт­во­ва­ни­ем» (см. Глу­бо­ков­ский Н.).

Толь­ко после того, как исчер­па­ны все сред­ства вра­зум­ле­ния, невин­ный осво­бож­да­ет­ся от сво­их супру­же­ских обя­зан­но­стей. В этом смыс­ле поучи­те­лен слу­чай, кото­рый при­во­дит­ся свя­тым муче­ни­ком Иусти­ном: «Одна жен­щи­на, быв­шая преж­де и сама рас­пут­ною, жила с рас­пут­ным мужем. Когда же она, познав уче­ние Хри­ста, уце­ло­муд­ри­лась, она ста­ла скло­нять к цело­муд­рию так­же и сво­е­го супру­га… Но он, пре­бы­вая в сво­их непо­треб­ствах, посто­ян­но вхо­дил в неза­кон­ные сно­ше­ния. Счи­тая нече­сти­вым раз­де­лять ложе с мужем, кото­рый пре­да­вал­ся плот­ским удо­воль­стви­ям вопре­ки зако­на при­ро­ды и сверх вся­кой меры, она реши­лась окон­ча­тель­но порвать с ним вся­кую (супру­же­скую) связь. Но при этом она ува­жи­ла сове­ты сво­их и при­ну­ди­ла себя оста­вать­ся еще в надеж­де, что муж когда-нибудь пере­ме­нит­ся. А как сде­ла­лось извест­ным, что муж, ушед­ши в Алек­сан­дрию, начал совер­шать гораз­до худ­шее, – она, дав так назы­ва­е­мую раз­вод­ную, отде­ли­лась от него, дабы, оста­ва­ясь в сою­зе и раз­де­ляя с ним стол и ложе, не ока­зать­ся сообщ­ни­цею в бес­чин­стве и нечестии».

Итак, толь­ко после того, как не оста­ет­ся надеж­ды на воз­мож­ность при­ми­ре­ния меж­ду чле­на­ми брач­ной четы, пре­кра­тив­ши­ми сожи­тель­ство по вине одно­го из супру­гов, невин­ная сто­ро­на впра­ве окон­ча­тель­но рас­торг­нуть брак, так как сою­за по сути уже не суще­ству­ет. И здесь уже может быть постав­лен вопрос о воз­мож­но­сти повтор­но­го бра­ка для невин­ной стороны.

Читайте также: