Высказывание о сотрудничестве семьи и школы

Обновлено: 21.11.2024

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

  1. Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка.
  2. Сформировать у педагогического коллектива представление о различных подходах к семье в зависимости от ее структуры.
  3. Разработать правила педагогической этики работы с родителями, памятку педагогам при работе с семьей, памятку родителям .
  1. На доске записана тема педагогического совета и высказывание: “Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного похода к родителям по существу и есть основной принцип работы школы с семьей”. (Алексеева Л. Родительские собрания; если они нужны, то для чего II директор школы. Спецвыпуск № 2, 1997.).
  2. Подготовлены рабочие места для трех групп педагогов и группы экспертов (четыре стола, необходимое количество стульев, бумага для записей, ручки).
  1. Вступительное слово директора школы Жовтонога О.И.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

  • заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;
  • педагогов-психологов, которые помогают в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, дает рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально;
  • социального педагога, который берет на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом милиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;
  • школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по данному направлению;
  • классных руководителей, которые регулярно проводят родительские собрания и применяют другие формы работы с родителями как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).
  • информационная;
  • воспитательно-оздоровительная;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая,
  • бытовая.
  • формирование активной педагогической позиции;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Деловая игра. Работа в группах.

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь .“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

Психолог. “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

Анализ ситуаций, связанных со структурой семьи

Ситуация 1. Коля, 15 лет, учится в девятом классе. Живет с мамой. Родители развелись 9 лет назад. После развода мама всегда говорила ему : “Мы теперь одни, ты мужчина в семье”. Учится Коля на “3” и “4”. С начала девятого класса мальчик вечерами подрабатывает в автомастерской, куда устроил его мамин знакомый. Деньги отдает матери . Давно хочет компьютер, но возможности купить его у мамы нет. Отец вот уже несколько лет уклоняется от выплаты алиментов. С мамой они решили, что он будет копить на компьютер, зарабатывая в автомастерской.

Коля ведет себя самостоятельно, а тут недавно заявил маме, что после девятого класса собирается уехать в другой город к бабушке для поступления в техникум. Бабушка живет с дедом, они готовы его принять и согласны на приезд Коли.

  • Какие особенности семьи и воспитания сына вы заметили?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
  • Дайте качественную оценку поведения мамы в данной ситуации.
  • Проанализируйте ошибки, допущенные ей.
  • Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Энергизатор – упражнение “Хор камчатского зоопарка”

Педагогам по группам раздаются задания звуками изобразить предложенных им животных, сначала отдельно группой , затем всем вместе хором, но каждый своего животного.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, снятию напряжения, нахождению творческого решения, сплочению педагогического коллектива.

Анализ ситуаций, связанных с учебной деятельностью

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения.

Ситуация 2. Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю.

Мама. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 3. Девятиклассник учится на “3” и “4”, любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа.

Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все равно ответит неправильно. В конце семестра, решает подросток, он сдаст зачет и получит свою “тройку”.

  • Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
  • Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Упражнение “Слепые, немые и лидер”. 9 педагогов встают в шеренгу, выбирают “самого смелого” – лидера. Четверым завязываются глаза. Они могут говорить, но не могут видеть (слепые). Четверо могут видеть, но им не разрешается разговаривать (немые), и один участник зрячий и говорящий – он будет в данном случае лидером.

Психолог предлагает взяться всем за руки и “закручивает” шеренгу в спираль так, что один участник, стоявший в конце шеренги, оказывается в центре спирали, а второй концевой (лидер) – снаружи. Таким образом, вся группа превратилась в “узел”. Далее лидеру необходимо группу повести за собой , затем распутаться.

Рефлексия. Какие чувства и трудности испытывал каждый из участников? Как педагоги пришли к победе? Что помогло им выполнить задание? Что чувствовали наблюдатели, не участвующие в упражнении, относительно данного задания и его выполнения ?

Данное упражнение демонстрирует педагогам, что бывают разные ситуации, когда мы многое не видим, многое не можем сказать, но есть знания и умения – “лидер”,с помощью которого можно всегда “распутать” ситуацию, найти правильное решение.

Выход позитивный есть у нас всегда!
Просто постараться надо иногда!
Знания, умения пригодятся здесь!
Узел наш распутан - вот и выход есть!

  1. Цели и задачи.
  2. Краткое содержание собрания (план).
  3. Важные моменты, обуславливающие результативность собрания.

  • Формирование у детей здорового образа жизни.
  • Как добиться чтобы ребенок советовался с вами?
  • Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности.

  1. Составление плана коллективных творческих дел с родителями.

Энергизатор – упражнение при окончании педсовета. Назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем педсовете. (Лариса- люкс; Светлана – свет в окне; Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Светлана – супер; Оксана –очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Елена – ели суп в раю здорово, притча понравилась ; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!

Читайте также: