Высказывание о детях с зпр

Обновлено: 28.09.2024


Все чаще в родительской и педагогической среде можно услышать это слово – ЗПР. Дети с задержкой психического развития есть в каждой общеобразовательной школе, и количество их непрерывно растет. Что такое ЗПР?

ЗПР - замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Это форма патологии – промежуточное состояние между умственной отсталостью и нормой, и к счастью, корректируется частично или полностью.

Риско Светлана Ивановна 16.11.2018

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа»

«Дети с задержкой психического развития в общем классе: как их учить?»

Риско Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

Все чаще в родительской и педагогической среде можно услышать это слово – ЗПР. Дети с задержкой психического развития есть в каждой общеобразовательной школе, и количество их непрерывно растет. Что такое ЗПР?

ЗПР - замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Это форма патологии – промежуточное состояние между умственной отсталостью и нормой, и к счастью, корректируется частично или полностью.

Итак, необходимо знать, что ЗПР и умственная отсталость - это разные понятия.

Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все».

В моей педагогической практике встречались дети с ЗПР. Это проявилось в следующем. Внешне эти дети ничем не отличаются от сверстников. Таких ребят чаще интересует игра, чем учеба, они быстро пресыщаются учебной деятельностью, у них отмечают наивность в поведении, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, ослабление памяти, трудности в чтении, письме или счете. Дети с ЗПР имеют малый рост и вес .По физическим способностям напоминают детей более младшего возраста. Наблюдаются легкие неврологические нарушения. Моторика достаточна, движения координированные, ловкие , четкие. Дети хорошо выполняют движения в воображаемой игровой ситуации. Недоразвиты сложные произвольные движения. Дети с нарушением несамостоятельны, внушаемы, лабильны, эмоционально неустойчивы. Часто пребывают в состоянии аффекта, беспокойства, тревоги. Их настроение постоянно меняется, присутствует контрастность в проявлении эмоций. Иногда наблюдаются неадекватные подъемы настроения. Дети с ЗПР бывают агрессивными, не могут охарактеризовать свои эмоции, затрудняются с определением эмоций окружающих.

Обычно у таких малышей занижена самооценка, присутствует неуверенность, а также привязанность к кому-либо из сверстников. Внимание у таких детей неустойчиво, с периодическими колебаниями и неравномерной работоспособностью. Трудно собрать, сконцентрировать внимание. Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа. Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую. Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память. Речь: ограниченный словарный запас, , нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития.Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.

Главное в работе с такими детьми: очень важно выстроить правильную программу действий. Главная задача педагога - создать условия, помогающие ученику наверстать то, что упущено. Начинать надо с поиска и изучения литературы по ЗПР. Учитель должен знать, что можно требовать от ребенка, а что ему будет не под силу. Очень важно создать для ребенка ситуацию успеха, которая поможет ему преодолевать трудности, придаст ему силы и желание учиться.

При планировании учебной работы с детьми, важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать. Оценить сильные стороны и увлечения нетрудно, если расспросить самого ученика, его родителей, других учителей, а также непосредственно наблюдая ученика в классе.

Следующим шагом будет проведение педагогической диагностики, которая должна выявить глубину пробелов, их причины, определить наиболее западающие психические функции. При составлении программы необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

создание базы для освоения следующих знаний, умений, навыков;

оказание помощи ребенку: должны участвовать учителя – предметники, медицинские работники, родители.

Если есть возможность, нужно привлечь «узких специалистов»: логопеда, психолога, дефектолога. Родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Без родителей педагогу очень трудно устранить серьезные пробелы в знаниях. У детей с ЗПР почти всегда отмечается отставание в развитии психических функций. В таком случае просто необходима помощь врача психиатра и врача – невролога. Нужно убедить родителей регулярно наблюдаться у этих специалистов.

Как учить таких детей?

Прежде всего, таким детям нужно применять индивидуальный и дифференцированный подход. На уроках уделять ему особое внимание и отдельное время. При ответе разрешать ему пользоваться схемами, таблицами, планами. Необходима предварительная подготовка. Все это требует дополнительное времени и усилий.

Но только как можно добиться реальных результатов? Очень важный вопрос касается оценивания. Здесь необходимо ответить на следующий вопрос.

Какие критерии нужны при выставлении отметки, можно ли ставить отметки за старание, желание учиться?

Мой собственный педагогический опыт показывает, что дети с ЗПР могут усвоить общеобразовательную программу, если им помочь. Обучение может быть успешным, если опираться и соблюдать следующие правила:

опираться нужно на возможности ученика, на содержание учебного материала, который он в данный момент осваивает;

не нужно требовать от таких детей повышенного уровня знаний. Такой ученик должен усвоить, прежде всего, обязательный минимум;

достижения таких детей сравнивать не с другими детьми, а с его личными достижениями некоторое время назад;

если нужно поддержать ребенка «завышенной отметкой», но не нужно делать это часто. В противном случае, ребенок перестанет стараться, надеясь на «легкие отметки» Задача учителя – научить ребенка получать заслуженные отметки.

В заключение хочется отметить один важный момент: бывают такие ситуации, когда ребенок, несмотря на все старания, не может усвоить программу, лучшим вариантом будет повторное обучение в этом же классе.

У ребенка будет дополнительное время, чтобы наверстать упущенное и усвоить необходимый минимум знаний. Из опыта своей работы могу сказать, что такой ребенок в данное время учится в 9 классе «как все» и справляется с программой. Была вовремя проведена диагностика этого ребенка, составлена правильно программа, приложены усилия всех специалистов школы, родителей. Ученик смог догнать своих сверстников после повторного обучения в 4 классе.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дети с ЗПР вполне могут обучаться в обычной общеобразовательной школе.

Привожу примеры заданий, используемые с детьми на уроках математики.

У детей с ЗПР замедленная реакция. Исходя из моей практики, хорош такой метод работы как “переборка круп”. На практике это происходит следующим образом:

1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки);

2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем;

3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.

Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.

1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

Читайте также: