Высказывание логические операции 8 класс босова презентация
Обновлено: 04.11.2024
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8______ класс. ФГОС.
Дата __________________________________
Урок 8. Истинность высказываний. Логические операции
предметные — формирование представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями;
метапредметные — развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями;
знакомство с логическими операциями (И — конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией, НЕ — инверсией) и приоритетом их выполнения;
отработка умений составления таблиц истинности логических выражений, определения значений логических выражений.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Запись домашнего задания.
§ 1.3.1-1.3.3 Учебник с. 39 № 13
Работа с дневниками
Формулирование темы и целей урока
-Прочитай высказывания. Выбери истинные.
-К какому типу относятся остальные
- Делаем вывод о том, какими бывают высказывания:
- С высказываниями человек может выполнять различные действия, которые принято называть определенным термином. Разгадайте ребус и узнайте этот термин.
- Наверное, вы уже догадались о теме нашего урока:
- научиться:
- Великий русский ученый Ломоносов родился в 1711 году. Пройденное расстояние вычисляется как произведение скорости на время. Луна – спутник Земли.
- истинные и ложные;
-Истинность высказываний. Логические операции;
- подробнее о логических операциях;
- научиться определять истинность высказываний.
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Личностные УУД:
- формирование логического мышления
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,
Объяснение темы ( I )
Термины: высказывание, логические операции являются предметом изучения древней науки- логики. Что изучает логика?
- Основоположником этой науки стал Древнегреческий философ Аристотель.
Продолжателями дела Аристотеля явились Джордж Буль, который создал новый раздел в логике – математическую логику, которую еще называют алгеброй высказываний.
В 20 веке предложил применить законы логики для проектирования работы технических устройств Клод Шеннон.
- Ло́гика (др.-греч. Λ ογική)- наука о мышлении, о формах, методах и законах интеллектуальной
- ввел понятия высказывания, умозаключения, суждения)
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности
Личностные УУД:
- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.
Регулятивные УУД:
- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
Работа с учебником
- Давайте познакомимся с основными положениями логики, с помощью учебника и составим краткий опорный конспект.
Учебник С. 21- 24
Закрепление + устная проверка
-Выполни задание (диктант)
Работа учеников с последующей проверкой
Объяснение темы – раздать справочный материал
вы увидели, что высказывания могут быть не только истинными и ложными, но и простыми и сложными и над ними можно выполнять логические операции. Познакомимся с логическими операциями.
- записывают в тетрадь, сравнивают со справочным материалом.
- Выполни вместе с учителем
Решают задачи с помощью кругов Эйлера
Самостоятельная работа + самопроверка
- Выполни самостоятельно задачу с помощью кругов Эйлера
Работа учеников с последующей проверкой
Итоги урока, выставление оценок.
Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 8 класс». Бином. 2015.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс
Выбранный для просмотра документ Высказывание. Логические операции..pptx
библиотекаматериалов
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕРЫ ЛОГИКИ Высказывание. Логические операции. 8класс
Понятие, высказывание и умозаключение Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод).
Что такое логика? Логика (др.-греч. Λογική)- наука о мышлении, о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.
Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. В русском языке высказывания выражаются повествовательными предложениями: Земля вращается вокруг Солнца. Москва - столица. Побудительные и вопросительные предложения высказываниями не являются. Без стука не входить! Откройте учебники. Ты выучил стихотворение? Высказывание Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием: Это высказывание ложное.
Высказывание или нет? Зимой идет дождь. Снегири живут в Крыму. Кто к нам пришел? У треугольника 5 сторон. Как пройти в библиотеку? Переведите число в десятичную систему. Запишите домашнее задание
Логические операции С помощью союзов «и», «или», «если, то», «не» из нескольких высказываний (повествовательных предложений) можно составить различные новые высказывания. «и», «или», «если, то», частицы «не» - логические связки, которые подразумевают определённые логические связи между высказываниями. При этом исходные высказывания, которые нельзя разбить на еще более мелкие, называются простыми, а сконструированные при помощи логических связок – сложными.
V, |, + , , & ¬ , ¯ . Например, даны четыре простых высказывания: На улице идет дождь. (А) На улице светит солнце. (В) На улице пасмурная погода. (С) На улице идет снег. (D) Составим из них сложные высказывания: На улице идет дождь и на улице светит солнце. A ^ В На улице светит солнце или на улице пасмурная погода. В V С Неверно что на улице идет дождь и на улице идет снег. ¬(А и D) На улице не идет дождь и на улице не идет снег. ¬ А ^ ¬ D
Диктант В следующих высказываниях выделите простые, обозначив каждое из них буквой Например Неверно, что Солнцедвижетсявокруг Земли. А = «Солнце движется вокруг Земли»;¬А.
Проверим ! А = «Число 376 чѐтное», В = «Число 376 трѐхзначное»; А &B. А = «Новый год мы встретим на даче», В = «Новый год мы встретим на Красной площади»; А | B. А = «Земля имеет форму шара». В = «Земной шар из космоса кажется голубым»; А & B. А = «На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя», В = «На уроке математики старшеклассники писали самостоятельную работу»; А & B. А = «Зимой мальчики играют в хоккей», В = «Зимой мальчики играют в футбол»; А & ¬B.
Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Другое название: логическое умножение. Обозначения: , , &, И. Таблица истинности: Графическое представление Логические операции A B А&В А В А&В 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1
Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Другое название: логическое сложение. Обозначения: V, |, ИЛИ, +. Логические операции Таблица истинности: Графическое представление A B АVВ А В АVВ 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1
Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному. Другое название: логическое отрицание. Обозначения: НЕ, ¬ , ¯ . Логические операции имеют следующий приоритет: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция. Логические операции Таблица истинности: Графическое представление A Ā А Ā 0 1 1 0
1. Любое логическое выражение либо истинно, либо ложно. 2. Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные какой-то одной логической операцией. 3. Истинность сложного высказывания можно определить, зная истинность или ложность входящих в него высказываний. 4. Результатом операции отрицания над высказыванием «Пушкин – не гениальный русский поэт» является высказывание «Пушкин – гениальный русский поэт». 5. Высказывание «4 – простое число» истинно. Высказывание «4 – не простое число» ложно. 6. Высказывание «Тигр – это полосатый зверь или домашнее животное», полученное при помощи логического сложения, истинно. 7. Высказывание «Январь – последний зимний месяц и в нем всегда 31 день», полученное при помощи логического умножения, истинно. 8. Даны высказывания «Учитель должен быть умным» и «Учитель должен быть справедливым». Объединение этих высказываний при помощи логической операции конъюнкции означает, что учитель должен быть одновременно и умным, и справедливым.
Пусть А = «На Web-странице встречается слово "крейсер"», В = «На Web-странице встречается слово "линкор"». В некотором сегменте сети Интернет 5 000 000 Web-страниц. В нём высказывание А истинно для 4800 страниц, высказывание В - для 4500 страниц, а высказывание АVВ - для 7000 страниц. Для какого количества Web-страниц в этом случае будут истинны следующие выражения и высказывание? а) НЕ (А ИЛИ В); б) А & B; в) На Web-странице встречается слово "крейсер" И НЕ встречается слово "линкор". Решаем задачу
5000000 – 7000 = 4 993 000 Web-страниц НЕ (А ИЛИ В) A = 4800, B = 4500. 4800 + 4500 = 9300 4800 – 2300 = 2500 Web-страниц Представим условие задачи графически: На 2500 Web-страницах встречается слово "крейсер" И НЕ встречается слово "линкор". 5 000 000 7 000 НЕ (А ИЛИ В) Сегмент Web-страниц A B A&B 9300 – 7000 = 2300 Web-страниц A&B A И А ИЛИ В B
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет. Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу ШОКОЛАД? Решить задачу, используя круги Эйлера. Запрос Найдено страниц (в тысячах) ШОКОЛАД | ЗЕФИР 15ООО ШОКОЛАД & ЗЕФИР 8ООО ЗЕФИР 12 ООО
Читайте также: