Высказывание логические операции 8 класс босова презентация

Обновлено: 21.11.2024

Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8______ класс. ФГОС.

Дата __________________________________

Урок 8. Истинность высказываний. Логические операции

предметные — формирование представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями;

метапредметные — развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями;

знакомство с логическими операциями (И — конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией, НЕ — инверсией) и приоритетом их выполнения;

отработка умений составления таблиц истинности логических выражений, определения значений логических выражений.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Запись домашнего задания.

§ 1.3.1-1.3.3 Учебник с. 39 № 13

Работа с дневниками

Формулирование темы и целей урока

-Прочитай высказывания. Выбери истинные.

-К какому типу относятся остальные

- Делаем вывод о том, какими бывают высказывания:

- С высказываниями человек может выполнять различные действия, которые принято называть определенным термином. Разгадайте ребус и узнайте этот термин.

- Наверное, вы уже догадались о теме нашего урока:

- научиться:

- Великий русский ученый Ломоносов родился в 1711 году. Пройденное расстояние вычисляется как произведение скорости на время. Луна – спутник Земли.

- истинные и ложные;

-Истинность высказываний. Логические операции;

- подробнее о логических операциях;

- научиться определять истинность высказываний.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,

Объяснение темы ( I )

Термины: высказывание, логические операции являются предметом изучения древней науки- логики. Что изучает логика?

- Основоположником этой науки стал Древнегреческий философ Аристотель.

Продолжателями дела Аристотеля явились Джордж Буль, который создал новый раздел в логике – математическую логику, которую еще называют алгеброй высказываний.

В 20 веке предложил применить законы логики для проектирования работы технических устройств Клод Шеннон.

- Ло́гика (др.-греч. Λ ογική)- наука о мышлении, о формах, методах и законах интеллектуальной

- ввел понятия высказывания, умозаключения, суждения)

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

Работа с учебником

- Давайте познакомимся с основными положениями логики, с помощью учебника и составим краткий опорный конспект.

Учебник С. 21- 24

Закрепление + устная проверка

-Выполни задание (диктант)

Работа учеников с последующей проверкой

Объяснение темы – раздать справочный материал

вы увидели, что высказывания могут быть не только истинными и ложными, но и простыми и сложными и над ними можно выполнять логические операции. Познакомимся с логическими операциями.

- записывают в тетрадь, сравнивают со справочным материалом.

- Выполни вместе с учителем

Решают задачи с помощью кругов Эйлера

Самостоятельная работа + самопроверка

- Выполни самостоятельно задачу с помощью кругов Эйлера

Работа учеников с последующей проверкой

Итоги урока, выставление оценок.

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 8 класс». Бином. 2015.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс

Выбранный для просмотра документ Высказывание. Логические операции..pptx

библиотека
материалов

1 / 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕРЫ ЛОГИКИ Высказывание. Логические операции. 8класс

2 слайд Описание слайда:

Понятие, высказывание и умозаключение Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод).

3 слайд Описание слайда:

4 слайд Описание слайда:

Что такое логика? Логика (др.-греч. Λογική)- наука о мышлении, о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.

5 слайд Описание слайда:

Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. В русском языке высказывания выражаются повествовательными предложениями: Земля вращается вокруг Солнца. Москва - столица. Побудительные и вопросительные предложения высказываниями не являются. Без стука не входить! Откройте учебники. Ты выучил стихотворение? Высказывание Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием: Это высказывание ложное.

6 слайд Описание слайда:

Высказывание или нет? Зимой идет дождь. Снегири живут в Крыму. Кто к нам пришел? У треугольника 5 сторон. Как пройти в библиотеку? Переведите число в десятичную систему. Запишите домашнее задание

7 слайд Описание слайда:

Логические операции С помощью союзов «и», «или», «если, то», «не» из нескольких высказываний (повествовательных предложений) можно составить различные новые высказывания. «и», «или», «если, то», частицы «не» - логические связки, которые подразумевают определённые логические связи между высказываниями. При этом исходные высказывания, которые нельзя разбить на еще более мелкие, называются простыми, а сконструированные при помощи логических связок – сложными.

8 слайд Описание слайда:

V, |, +  , , & ¬ , ¯ . Например, даны четыре простых высказывания: На улице идет дождь. (А) На улице светит солнце. (В) На улице пасмурная погода. (С) На улице идет снег. (D) Составим из них сложные высказывания: На улице идет дождь и на улице светит солнце. A ^ В На улице светит солнце или на улице пасмурная погода. В V С Неверно что на улице идет дождь и на улице идет снег. ¬(А и D) На улице не идет дождь и на улице не идет снег. ¬ А ^ ¬ D

9 слайд Описание слайда:

Диктант В следующих высказываниях выделите простые, обозначив каждое из них буквой Например Неверно, что Солнцедвижетсявокруг Земли. А = «Солнце движется вокруг Земли»;¬А.

10 слайд Описание слайда:

Проверим ! А = «Число 376 чѐтное», В = «Число 376 трѐхзначное»; А &B. А = «Новый год мы встретим на даче», В = «Новый год мы встретим на Красной площади»; А | B. А = «Земля имеет форму шара». В = «Земной шар из космоса кажется голубым»; А & B. А = «На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя», В = «На уроке математики старшеклассники писали самостоятельную работу»; А & B. А = «Зимой мальчики играют в хоккей», В = «Зимой мальчики играют в футбол»; А & ¬B.

11 слайд Описание слайда:

Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Другое название: логическое умножение. Обозначения:  , , &, И. Таблица истинности: Графическое представление Логические операции A B А&В А В А&В 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1

12 слайд Описание слайда:

Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Другое название: логическое сложение. Обозначения: V, |, ИЛИ, +. Логические операции Таблица истинности: Графическое представление A B АVВ А В АVВ 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1

13 слайд Описание слайда:

Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному. Другое название: логическое отрицание. Обозначения: НЕ, ¬ , ¯ . Логические операции имеют следующий приоритет: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция. Логические операции Таблица истинности: Графическое представление A Ā А Ā 0 1 1 0

14 слайд Описание слайда:

1. Любое логическое выражение либо истинно, либо ложно. 2. Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные какой-то одной логической операцией. 3. Истинность сложного высказывания можно определить, зная истинность или ложность входящих в него высказываний. 4. Результатом операции отрицания над высказыванием «Пушкин – не гениальный русский поэт» является высказывание «Пушкин – гениальный русский поэт». 5. Высказывание «4 – простое число» истинно. Высказывание «4 – не простое число» ложно. 6. Высказывание «Тигр – это полосатый зверь или домашнее животное», полученное при помощи логического сложения, истинно. 7. Высказывание «Январь – последний зимний месяц и в нем всегда 31 день», полученное при помощи логического умножения, истинно. 8. Даны высказывания «Учитель должен быть умным» и «Учитель должен быть справедливым». Объединение этих высказываний при помощи логической операции конъюнкции означает, что учитель должен быть одновременно и умным, и справедливым.

15 слайд Описание слайда:

Пусть А = «На Web-странице встречается слово "крейсер"», В = «На Web-странице встречается слово "линкор"». В некотором сегменте сети Интернет 5 000 000 Web-страниц. В нём высказывание А истинно для 4800 страниц, высказывание В - для 4500 страниц, а высказывание АVВ - для 7000 страниц. Для какого количества Web-страниц в этом случае будут истинны следующие выражения и высказывание? а) НЕ (А ИЛИ В); б) А & B; в) На Web-странице встречается слово "крейсер" И НЕ встречается слово "линкор". Решаем задачу

16 слайд Описание слайда:

5000000 – 7000 = 4 993 000 Web-страниц НЕ (А ИЛИ В) A = 4800, B = 4500. 4800 + 4500 = 9300 4800 – 2300 = 2500 Web-страниц Представим условие задачи графически: На 2500 Web-страницах встречается слово "крейсер" И НЕ встречается слово "линкор". 5 000 000 7 000 НЕ (А ИЛИ В) Сегмент Web-страниц A B A&B 9300 – 7000 = 2300 Web-страниц A&B A И А ИЛИ В B

17 слайд Описание слайда:

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет. Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу ШОКОЛАД? Решить задачу, используя круги Эйлера. Запрос Найдено страниц (в тысячах) ШОКОЛАД | ЗЕФИР 15ООО ШОКОЛАД & ЗЕФИР 8ООО ЗЕФИР 12 ООО

Читайте также: