Высказывание философия душа культуры принадлежит
Обновлено: 05.11.2024
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лазарева Нина Михайловна, Сарапульцева Анастасия Владиславовна
Анализируются некоторые актуальные аспекты современного состояния и перспектив гуманитарного образования в вузе. Акцентируется внимание на роли курса философии в формировании методологических и ценностно-ориентационных основ мировоззрения молодых научных и профессиональных кадров.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лазарева Нина Михайловна, Сарапульцева Анастасия Владиславовна
«Деидеологизация» новая идеология? Чего мы ждем от философии? (заметки старого преподавателя) Формирование мировоззренческой культуры студентов в процессе преподавания философских дисциплин в вузе Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы Научить философии нельзя! (из опыта преподавания) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Философия - живая душа культуры»
Нина Михайловна Лазарева
Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного экономического университета
Анастасия Владиславовна Сарапульцева
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного экономического университета
ФИЛОСОФИЯ - ЖИВАЯ ДУША КУЛЬТУРЫ
Пусть никто в молодости не откладывает занятие философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души.
В решении стоящих перед обществом задач по подготовке творчески активных и профессионально мобильных специалистов возрастает значимость гуманитарного образования, прежде всего мировоззренческой ориентации человека, в формировании которой особую роль всегда выполняла философия. Казалось бы, прописные истины. Невольно преследует мысль: «уж сколько раз твердили миру. ». И тем не менее.
Еще не так давно некоторые наши коллеги полушутя-полусерьезно спрашивали: «Что вы сейчас преподаете, ведь марксизм отменили?». И нам приходилось вполне серьезно отвечать, что философия как система знаний, имеющая свой предмет, структуру, категориальный аппарат, как теоретическая форма мировоззрения, как одна из форм общественного сознания насчи-
тывает более двадцати пяти веков своего существования, а марксистская философия лишь одно из направлений и один из этапов развития мировой философской мысли, имеющий полное право на существование, точно так же, как «линия Платона» или «линия Демокрита», как французский материализм или немецкий идеализм, как экзистенциализм или неофрейдизм и т.д.
На уровне обыденного, повседневного сознания еще бытует мнение о философии как некоем абстрактном знании, максимально удаленном от жизненных реалий. Это явное заблуждение. Даже самые глубокие философские вопросы берут свое начало в реальной жизни. Именно в реальной жизни человека находится главное поле деятельности интересов философии. Не случайно античные мыслители называли философию способом мышления и основой жизненного поведения человека (Сократ). Заблуждение в понимании сущности и специфики философского знания напоминает ситуацию с героем пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» господином Журденом, который, узнав, что такое проза, с удивлением восклицал: «. Когда я говорю: “Николь! Принеси мне колпак и ночные туфли” - я говорю прозой? . честное слово, я даже не подозревал, что вот уже в течение сорока лет говорю прозой». Можно с полным основанием сказать, что каждый человек не только «прозаик», но еще и, хоть чуточку, философ. Если он, хоть чуточку, задумывался о себе самом, о мире, в котором живет, о своем отношении к этому миру, о сущности своего Я, о смысле жизни; размышлял о том, что есть наша жизнь - «фатальная колесница, которой управляет кучер-судьба» или человек сам «архитектор своего счастья и несчастья» и т.д., то он впрямую ставил перед собой именно философские, смысложизненные вопросы. Но философия -это не только постановка смысложизненных вопросов, но и умение отвечать на них. Философски решать жизненные вопросы - значит «не выдумывать из себя» чисто произвольные, субъективные ответы, а осмысливать действительность с учетом уже сформированных человеческой культурой знаний, принципов, оценок, критериев, соответствующих каждой исторической эпохе.
Роль философии в жизни человека и общества трудно переоценить. Она является фундаментом культуры, пронизывая разнообразные формы человеческого опыта. Все свои проблемы философия черпает из самой жизни, все они есть отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий мир, осознать собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию.
Мыслители всех времен считали, что усвоение достижений философской культуры - это лучшая школа разумного мышления. Такие известные ученые, как Августин, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Г.В. Лейбниц, А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, Д.С. Лихачев, И. Пригожин и др., серьезно занимались философией, сами оставили богатое философское наследие. Философия развивала их мышление, помогала ориентироваться в поставленных проблемах, в том числе специально научных, в выборе путей их решения.
Сегодня пик напряженности в спорах о структуре гуманитарного образования в вузе и его месте в общей системе подготовки специалистов, как будто, прошел. Преподавателями гуманитарных кафедр Уральского государственного экономического университета, в том числе и кафедры философии, была проделана титаническая работа по перестройке преподавания гумани-
тарных дисциплин: радикальная переработка программ; качественное обновление содержания учебных курсов, уточнение их исходных методологических оснований; разработка новых курсов и спецкурсов; использование современных, в том числе информационных, технологий; методическое обеспечение учебного процесса, самостоятельной работы студентов; поиск и реализация более эффективных форм индивидуальной работы.
Надо отдать должное администрации университета, которая в самые трудные для гуманитариев времена не поддалась влиянию незрелых, сиюминутных, порою конъюнктурных веяний, которые впоследствии отвергла сама жизнь. Вводились новые гуманитарные дисциплины и курсы, создавались новые гуманитарные кафедры, расширялись возможности издания учебной, учебно-методической литературы, создавались условия для творческого профессионального роста преподавателей. К счастью, миновала преподавателей гуманитарных кафедр и быстро распространяющаяся эпидемия местничества, вольного понимания плюрализма в преподавании гуманитарных дисциплин.
Реформирование организации учебного процесса в вузе, ориентированное на увеличение объема и повышение эффективности самостоятельной творческой работы студентов, будучи велением времени, поставило новые задачи и вместе с тем выявило определенные проблемы. Во-первых, к сожалению, студенты оказались не совсем готовы ответственно использовать часы, отведенные им на самостоятельную работу. Во-вторых, оказалось, что и преподаватели еще не обладают возможностями, которые бы позволили наиболее эффективно организовать и контролировать эту работу. Речь идет как о технических возможностях вуза (дефицит аудиторного фонда, организация учебного процесса в две смены), так и о необходимости разработки более совершенных технологий организации и контроля самостоятельной работы студентов. Нам представляется целесообразным либо официальное включе-
ние в расписание часов на индивидуальную работу со студентами, что будет дисциплинировать как студента, так и преподавателя, либо введение каких-то форм строгого учета этой работы в пределах кафедры.
Казалось бы, обстановка в целом стабилизировалась. Однако вопрос о роли и месте философского образования в общей системе подготовки специалистов вновь актуализировался на волне споров о кризисе отечественной системы образования. Сегодня о кризисной ситуации в образовании не твердит только ленивый. Реформы следуют одна за другой, нововведения сменяют друг друга, растет число кандидатов и докторов наук, академий наук и академиков, а качество высшего образования и состояние российской науки оставляют желать лучшего. Истина «лучшее - враг хорошего» стара, как мир, но в поисках путей заметного улучшения состояния образования иногда с водой выплескивают и ребенка: все чаще, и не студенты даже, а, как ни странно, некоторые их старшие наставники смотрят на гуманитарное образование (особенно философское) как на нечто второстепенное, менее значимое по сравнению со специальной подготовкой. Чем подобная близорукость оборачивается для формирования личности будущего специалиста свидетельствует горькое признание после сдачи кандидатского экзамена по философии выпускницы одного из технических факультетов: «Мне стыдно признаться, но я чувствую себя ущербно среди своих сверстников из других вузов. Я могу сколько угодно говорить о машинах и аппаратах, но в области гуманитарного знания я была обделена. Я сейчас это хорошо понимаю».
Действительно, будущему специалисту в сфере экономики и финансов стыдно не знать (и не сдать!) экономическую теорию, особенности налогообложения и банковского дела. Аспиранту и соискателю экономического университета необходимо углубиться в частный предмет исследования, и с этим трудно спорить, но почему-то экзамен по философии нередко еще воспринимается как досадная и ненужная помеха. Кое-где формируется легковесное отношение к этим экзаменам, в том числе и кандидатским, снижается уровень подготовки к ним, а главное желание готовиться. За последнее время резко снизилась общая грамотность студентов и аспирантов не только в плане орфографии и пунктуации, но и в том, что человек, которого совсем немногое отделяет от университетского диплома или даже диплома кандидата наук, порой затрудняется объяснить значение слов «идеология», «мировоззрение», «наука», «знание», «истина», «объективное», «субъективное», «прогресс», «регресс», «материальное», «духовное» и т.д.
Да, приходилось слышать и такое: «Страна находится на таких крутых изломах, а вы все про объективное и субъективное, материальное и духовное». Прав был Сократ, утверждавший: «если не знаешь, что такое добродетель, то не знаешь как ее и достичь». Если специалист не знает, что такое материальное и духовное, то как он будет решать вопросы духовного и экономического возрождения России? Если человек не знает, что такое объективное и субъективное, и не может понять, «что мир диктует человеку и что человек диктует себе сам», его деятельность потеряет свою главную характеристику - творческую продуктивность. Ведь не зря говорят: «Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть».
Чудовищная близорукость - никак иначе невозможно объяснить высказывания о необходимости сокращения курса философии или отмены кандидатского экзамена по философии. В подтверждение своего мнения сошлемся на выступление академика, вице-президента Российской академии наук, лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова на съезде ректоров российских вузов 6 декабря 2002 г.: «За последнее десятилетие уровень образования в аспирантуре у нас упал. Может быть, я говорю сейчас с академических позиций, но обычно мы всегда заботимся о том, чтобы человек защитил диссертацию и включился в некую свою научную деятельность. Забывая о том, что, приступая к научным исследованиям, он должен быть по-настоящему широко и высокообразованным специалистом. И в этом отношении у нас упала требовательность на экзаменах. Сегодня часто говорят: ну зачем нам экзамен по философии? Это, дескать, пережиток прошлого. Да, должно меняться содержание этого экзамена, но без экзамена по философии, без освоения теории и методов научного познания не может быть высококвалифицированного специалиста» [1].
В продолжение темы хотим процитировать письмо заместителя министра образования РФ от 11.04.2003 г. № 33-55-60 ин / 01-12 ректорам высших учебных заведений Минобразования России «О формировании контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру»: «Из общего числа высших учебных заведений в 80 вузах процент защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук составляет менее 20% и в 53 вузах - до 10%». Возможно, недостаточное внимание к методологической, мировоззренческой, общекультурной подготовке аспирантов является одной из причин сложившейся ситуации.
Сущность современного информационного общества определяют три категории: скорость, сложность и хаос. Скорости неуклонно растут: объем информации, доступный современному человеку, удваивается каждые пять лет. Конкурентоспособными являются те компании, которые быстрее разрабатывают, производят и выпускают на рынок новые изделия. Сегодня в условиях рыночной экономики живут едва ли не 90% землян, а свободный рынок - это хрестоматийный пример недетерминированной среды, постоянно порождающей неопределенность. Уходит определенность прошлых размеренных эпох, их сменяют времена хаоса. Все более и более углубляются дифференциация и узкая специализация различных сфер деятельности и областей науки. Стереотипы и устойчивые правила не срабатывают, современному человеку не на что опереться - связь между знакомым и незнакомым разрушается, ставя под удар умственное равновесие: налицо предсказанная А. Тоффлером ситуация «адаптационного срыва». Именно в этих условиях возрастает роль философии как некоего мировоззренческого «стержня», опоры человеческого разума в быстро меняющемся мире.
Философия гуманистична по сути своей, она, как ничто другое, защищает и лелеет то «человеческое, слишком человеческое» в нас, что препятствует превращению человека в «обезьяну цивилизации», то, что связано с нашим духом, с нашей душой. Еще Иоганн Гете говорил, что человек, отвергающий идеи, остается, в конце концов, наедине с ощущениями. Общество, нацеленное только на материальные интересы, удовлетворение материальных
потребностей, бесплодно, а человек в нем несчастен. Идеи - сильнейшее оружие. Гегелевская формула «все действительное разумно» имеет оборотную сторону: «все разумное действительно». Это значит, что всякая мысль невидимой нитью связана с реальным ходом жизни. Г олос разума - это голос жизни, диктат действительности. Замечательный отечественный мыслитель М. Лифшиц писал: «Голос разума ничто не заглушит, не исковеркает страхом или насмешкой - ни птичий нос, ни баранья голова, ни грозный медведь. Как существует закон сохранения материи, так и в области мысли ничто действительно мыслимое не пропадет, как бы ни казалось оно слабым, ничтожным, уступающим силе и коварству, и злоупотреблению» [4].
Отказываясь от изучения философии, мы сознательно отказываемся от тысячелетней истории человеческого разума, обрекая себя на незавидную участь «изобретателей велосипеда», заново открывающих давно и хорошо известные истины. Во времена перестройки в телевизионной общественнополитической программе один из участников озвучил необыкновенно умную и точную, а главное очень своевременную оценку текущей политической ситуации. Каково же было удивление присутствующих, когда выяснилось, что он просто процитировал Дж. Локка, настолько острыми и современными были слова, написанные почти триста лет назад. Общество не умеет и не хочет учиться на своих ошибках, пользоваться богатством, которое имеет.
В России судьба преподавания философии в высших учебных заведениях никогда не была безоблачной. Ее преподавание запрещали неоднократно, начиная с 1826 г. после восстания декабристов, кончая двадцатыми годами прошлого столетия. В советское время в вузах преподавалась марксистско-ленинская философия, представлявшая собой идеологизированную версию философии марксизма. Времена изменились. Столь определенной функции курс философии сегодня не несет, но воспитательную, мировоззренческую, методологическую, ценностно-ориентационную ее роль никто не отменял. В чем-то преподавать стало трудней. Сегодня увеличился блок гуманитарных предметов: политология, социология, культурология и т.д. То, что раньше преподавалось в курсе философии отдельными темами, сейчас выделено в отдельные курсы, а время, отведенное философии, сократилось до минимума.
Широкая универсальная подготовка - веление времени. Но это означает не только получение глубоких профессиональных знаний, но и формирование личности. Проблема мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направления своей деятельности становятся сегодня главными. Перед нами, преподавателями философии, встают новые задачи, мы в поиске новых методов и форм преподавания, связанных с расширением базы технических средств обучения, использованием компьютерных технологий, но главного никто не отменял - мы должны раскрыть студентам сокровищницу человеческой мысли, приобщить их к высотам человеческого духа, научить мыслить, а прежде всего научить гордиться силой и возможностями человеческого разума.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.1. Алферов Ж. Самое главное сегодня - наука и образование / Правда. 2002. 16 дек.
2. Высшее образование в России: Достижения и перспективы: Тез. Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001.
3. Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире: Тез. медунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002.
Читайте также: