Выражения где нарушены нормы лексической сочетаемости слов изыскать материальный ущерб
Обновлено: 21.11.2024
образовательная: познакомить с речевыми и грамматическими ошибками, научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации и в соответствии с различными требованиями разных жанров и стилей
воспитательная: повысить общую культуру учащихся, улучшить межличностные отношения, развить коммуникабельность, толерантность
развивающая: расширить активный словарный запас учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Тип урока: урок развития речи
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: выполнение подготовительных (имитативных) упражнений, ролевая игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, карточки с заданиями
Организационный момент – 2 мин
Работа на уроке по развитию речи осуществляется в трех направлениях:
1. Обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой .
2. Овладение нормами русского литературного языка: произношение, образование форм слов, построение словосочетаний и предложений; ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок.
3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Ознакомление с новым материалом - 25 мин.
Учащиеся сжато конспектируют лекционный материал
Речевые ошибки нарушают правильность речи, её точность, выразительность, чистоту, образность. Речевые недочёты - это ошибки не в построении, не в структуре, а в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова;
по преимуществу - это нарушение лексических норм.
Например: Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный), ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
По своему характеру речевые ошибки бывают следующих основных типов:
а) Лексические , связанные с ненормативным словоупотреблением
- смысловая несочетаемость единиц языка;
- паронимия (немотивированная подмена близких по значению слов);
- плеоназм (неоправданное употребление однозначных единиц языка);
- анахронизм (неоправданное объединение лексики разных эпох).
б) Фразеологические
- искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения;
- фразеологическая (лексическая) несочетаемость
в) Словообразовательные ошибки - неумелое словотворчество, например, нарушена структура в словах: "беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм" .
Грамматические ошибки
- это ошибки в структуре языковой единицы - в структуре слова, словосочетания или предложения.
Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство - здесь нарушена морфемная структура слова;
без комментарий, ложит, более правильнее — неправильно образована форма слова; удивляюсь его силой, жажда к славе - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
Покатавшись на катке, болят ноги, В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю - неправильно построены предложения.
Грамматическая ошибка - это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным.
Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя : на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима : ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.
Каждый их этих типов ошибок требует особого внимания и организованного методичного подхода к их устранению и предупреждению.
Причины речевых ошибок могут быть сведены к следующим:
1) Влияние среды:
Воздействие на речь конкретного человека местного говора или другого, неродного языка.
Влияние вульгаризмов (жаргон, сленг).
Влияние неряшливой книжной и газетной речи.
Влияние речи педагогов, плохо владеющих нормами литературного языка.
2) Отсутствие речевых навыков в результате невнимания к вопросам развития речи.
3) Индивидуальные дефекты речи, связанные с патологическими отклонениями от нормы в органах речи или с дурной привычкой.
Составление конспекта параграфов №№2, 3 из «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» под ред. В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова и др. – 15 мин.
Подготовительные/тренировочные упражнения - 3 мин
Имитативные – в этих упражнениях учащийся находит новый материал «в готовом виде»: в речевом образце, опираясь на который нужно проговорить и запомнить речевые нормы.
Речевой тренинг . (Учащиеся работают с карточками см. Приложение №1)
ПЕРЕМЕНА (между уроками пары) -5 мин.
Выполнение теста с использованием ИКТ (практическое применение изученного материала) – 28 мин.
(Тест выводится на экран, учащиеся записывают в тетрадях только ответы теста. Образец заданий теста см. Приложение № 2)
Контроль знаний, навыков и умений – 15 мин.
Коммуникативная ролевая игра.
Варианты игр (выбор игры зависит от уровня подготовки учащихся; некоторые учащиеся становятся зрителями):
«Вы – редактор. Вам необходимо сократить текст данной статьи на … строк, не затрагивая ее основного содержания» и т.п. (см. Приложение №3)
Учащиеся получают по открытке (открытки парные) и, не показывая открыток другим участникам игры, задают друг другу вопросы, описывают открытки. Выигрывает тот, кто первым найдет пару к своей открытке (см. Приложение №4).
Каждый участник получает карточку с одним предложением из небольшого рассказа. Ему не разрешается показывать кому-нибудь свою карточку, записывать предложение, он должен за две минуты его запомнить. Затем преподаватель собирает все карточки и зачитывает каждое предложение в произвольном порядке. Играющие прослушивают набор предложений и в соответствии с логической последовательностью называют свои предложения, восстанавливая рассказ (см. Приложение №5)
Коммуникативные ролевые игры имеют целью активизацию совместной речевой деятельности учащихся, совершенствование различных речевых умений и навыков, в том числе грамматических.
Домашнее задание- 2 мин
1. Выпишите и проанализируйте ошибки, допущенные вами в сочинении по литературе;
2. Упражнение № 276 (учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 кл под ред. А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой)
Читайте также: