Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы
Обновлено: 04.11.2024
Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Гипотеза— научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Деятельность — сознательное, присущее только человеку, преобразование социального и природного мира, в результате которого создается то, чего не было в природе, обусловленное его потребностями и целями. [Структура деятельности: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия, результат. Основные виды: труд, общение, игра, обучение].
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Игра — это особый вид деятельности, который происходит в условной ситуации, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс—развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в её процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость, уникальность.
Инновация — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интуиция — знание, условия получения которого не осознаются
Искусство— духовно-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Истина – это знание, соответствующее предмету познания или адекватное действительности.
Культура – (в узком смысле слова) процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности, уровень воспитания человека.
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, обществу, отдельным индивидам, месту человека в нем.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному.
Мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом, представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
Мышление — способность и активный процесс познания, благодаря которому человек получает знание о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.
Наука—форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Научная революция – радикальное преобразование, изменение процесса и содержания научного знания и познания, связанная с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования.
Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей.
Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Они бывают материальные (Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Производственные отношения; экологические отношения; отношения по дето-производству) и духовные (Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Моральные отношения; политические отношения; правовые от-ношения; художественные отношения; философские отношения; религиозные отношения).
Общение — это вид человеческой деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями и эмоциями между субъектами деятельности (людьми). Структура общения: субъекты—те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом); цель—это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении; содержание—это та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому; средства—это способы передачи информации, идей, эмоций.
Общественный прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному общественному устройству.
Объект – предмет/ человек/явление, которое подвергается воздействию и меняется под влиянием и волей субъекта.
Познание — отражение объективной реальности в его сознании, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире.
Потребность — это осознаваемая нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Бывают первичные и вторичные; физиологические, социальные, идеальные; реальные и мнимые; разумные и неразумные.
Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на
преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте. Формы практики: материально-производственная (материальное производство (труд), преобразование природы); общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.) и научно-экспериментальная.
Регресс — это такой тип общественного развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность, вера в сверхъестественное (в Бога), Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Свобода — это осознанный выбор человека, ограниченный многочисленными социальными нормами и обстоятельствами, культурой и мировоззрением субъекта, за который он всегда несет ответственность.
Сознание — предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата. Свойствами сознания являются активность и избирательность, субъективность и творческое начало.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, которая направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.
Социальные науки — совокупность форм духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей.
Стагнация – остановка общественного развития, застой, отсутствие перемен.
Субъект — активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности.
Творчество — это специфический вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Толерантность —стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Труд — это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования.
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Чувственное познание – начальная ступень познания, которая дает непосредственное знание об объекте познания при помощи органов чувств.
Эмпирический закон—объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Читайте также: