Выражение учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда принадлежит

Обновлено: 22.12.2024

430. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

435. «Многие многознайки не имеют ума».

436. «Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

551. «Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого [поступка] закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным».

552. «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое состояние души, это заставляет помимо его воли быть дурным».

553. «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».

554. «Постоянное общение с дурными развивает Дурные задатки».

577. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».

615. «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу».

616. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,— стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается Стыд».

617. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».

618. «Постоянный труд делается легче благодаря привычке».

619. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».

620. «Дети скупых [родителей], если они выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами [поставленными вверх лезвиями]. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное [место], где следует поставить ноги. Однако трудно попасть в то единственное место, так как оставляют [место только для] подошвы ног. Точно так же и эти дети: если они уклонятся от следования отцовскому примеру — от [отцовской] заботливости и бережливости, то обыкновенно гибнут».

621. «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство [избегнуть этой опасности] — обучение плаванию».

622. «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подобные вещи относить к числу зол, [но должно] считать их благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, и для отражения зла».

624. «Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., Соцэкгиз, 1935, с. 211—236. Здесь цитируется по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981, с. 9-10.

Читайте также: