Выражение творческих принципов писателя
Обновлено: 22.12.2024
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шиков Кошмазук Муссович
Рассматривается функциональная роль фольклорных и литературных традиций в формировании идиостиля писателя, его творческой индивидуальности . Вопрос о рецепции художественных традиций освещается в типологическом аспекте и с позиций конкретного историзма.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шиков Кошмазук Муссович
К вопросу о формировании творческой индивидуальности писателя в адыгских литературах Поэзия Дмитрия кодзокова в контексте развития традиций русского романтизма Всадник чести (к вопросу о месте Тембота Керашева и Алима Кешокова в духовной культуре адыгов) Тембот Керашев и фольклор адыгов От анализа к историческому обобщению i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Формирование творческой индивидуальности писателя в контексте взаимодействия фольклорных и литературных традиций»
Вестник Ставропольского государственного университета ¡ff^j
Фил ол ОГПЧЕСКПЕ ИНУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Key words: creative individuality, idiostyle, literary process, folklore, tradition, innovation.
Рассматривается функциональная роль фольклорных и литературных традиций в формировании идиостиля писателя, его творческой индивидуальности. Вопрос о рецепции художественных традиций освещается в типологическом аспекте и с позиций конкретного историзма.
Ключевые слова: творческая индивидуальность, идиостиль, литературный процесс, фольклор, традиция, новаторство.
Значение творческой индивидуальности писателя в литературном процессе различных историко-культурных периодов жизни общества трудно переоценить, так как она является в высшей степени важным составляющим любого искусства. И в подобном утверждении единодушны практически все исследователи. Тем не менее данная проблема на протяжении многих десятилетий оставалась недостаточно разработанной. Во многом это объяснялось тем, что в литературоведении, не только российском, но и западноевропейском, утверждалась практика изучения творческой индивидуальности писателя в отрыве не только от закономерностей развития литературы, но и от самого литературного процесса в целом.
С начала 60-х годов XX века вопросы, связанные с особенностями творческой индивидуальности писателя, стали занимать все больше литературоведов (см., напр., 10), в том числе и Г. Л. Абрамовича, И. И. Анисимова, П. Г. Богатырева, Н. К. Гея, И. Г. Неупокоеву, С. В. Никольского, С. А. Шерлаимову, Я. Е. Эльсберга и других. В своих исследованиях они с различных сторон рассматривали проблему соотношения творческой индивидуальности писателя и художественного метода в литературном процессе различных историко-культурных периодов как нашей страны, так и западноевропейских стран. Это было связано с тем, что вопросы нравственно-эстетической и моральной ответственности писателя перед народом, цельность его духовного облика, наиболее полно выражающаяся в его творчестве и общественной деятельности, выдвинули на передовые позиции литературной жизни необходимость решения проблемы как творческой индивидуальности, так и художественного метода.
Формирование творческой индивидуальности писателя в контексте взаимодействия.
Традиции, заложенные отечественными литературоведами в 60-е годы, в последние десятилетия были продолжены и успешно развиты современными российскими исследователями, рассматривавшими вопросы творческой индивидуальности писателя в неразрывной связи с закономерностями развития литературы и литературного процесса в целом. Именно поэтому с 8090-х годов XX столетия в периодической печати и отдельными изданиями выходят в свет работы М. Б. Храпченко (9); Л. Я. Гинзбург (6); В. Федорова (8); Ю. Б. Борева (3); М. Н. Виролайнен (4); Автоинтерпретация (1); Ю. Минералова (7); И. Ф. Волкова (5), несомненной заслугой которых является отказ от непродуктивного метода вульгарного социологизма в литературоведении, рассматривавшего художника исключительно как классовое явление и в связи с этим не различавшего индивидуальных особенностей авторов литературных произведений. А ведь писатель значителен прежде всего своей неповторимостью, тем, что нового вносит он в духовную сокровищницу народа. Только творческая индивидуальность писателя способна вобрать в себя те неповторимые качества, которые принадлежат тому или иному художнику слова, именно в них отражаются особенности художественной литературы эпохи, к которой принадлежит сам, так как, оставаясь свободным в выборе материала и стиля, он не может не подчиняться определенным закономерностям литературного развития. И если это подлинный художник, мощь его таланта будет измеряться тем влиянием, которое оно оказывает на литературный процесс, на современников и на развитие литературы в будущем.
Творческая индивидуальность писателя является категорией исторической, способной развиваться и совершенствоваться вместе с развитием человеческого общества. Если в литературе древности произведения были безымянными, то в эпоху Возрождения начинается период более отчетливого определения творческой индивидуальности писателя, и с необычайной силой раскрывается в сонетах Петрарки, в трагедиях Шекспира, в романах Сервантеса. В литературе классицизма и эпохи Просвещения творческая индивидуальность писателя не утрачивается с той лишь разницей, что в ней уже подчеркивается не столько индивидуальное, сколько общее, и только в эпоху сентиментализма, на позднем этапе Просвещения, творческая индивидуальность вновь оказывается в центре внимания теоретиков литературы, свидетельством которого является появление трактата английского поэта Эдуарда Юнга (Янга) «Мысли об оригинальном творчест-
ве» (1759). В классическом произведении сентиментализма поэме «Жалоба, или ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (кн. 1-9, 1742-1747) он выступил против нормативной, рационалистической эстетики. В более поздний историко-культурный период, в эпоху романтизма, для которой была характерна трагическая трактовка личности художника, нередко мистифицировавшейся возвышением над действительностью, творческая индивидуальность писателя становится одной из главных художественно-философских категорий ее эстетики. Этим объясняются особенности гордых и одиноких героев Джорджа Н. Г. Байрона, странствующих энтузиастов Эрнста Т. А. Гофмана, Альфреда В. де Виньи, в психологической драме которого «Чаттертон» и поэме «Смерть волка» звучали мотивы одиночества и страданий личности в мире стяжательства.
Творческая индивидуальность писателя получила наиболее глубокое обоснование и разработку в «Эстетике» Гегеля, в которой философ установил, что в новую историческую эпоху, когда мифология перестает быть источником искусства, остро встает вопрос о субъективном мастерстве художника, иными словами, художник уже сам вынужден выбирать не только материал для творчества, но и способы его художественной обработки. Гегель открыл Истину о том, что в настоящем художественном произведении объективные законы литературного процесса должны без сомнения отражаться в субъективных особенностях художника.
Вопрос о творческой индивидуальности писателя, о соотношении личного и общего, характер его разработки в современной литературоведческой науке, бесспорно, имеет существенное значение для выявления особенностей личности художника слова, для более полного выяснения диалектически сложных взаимоотношений писателя с жизнью народа. Если же данную проблему проецировать на русскоязычное художественно-публицистическое творчество адыгских писателей-просветителей, то становится очевидным, что иноязычная горская литература XIX - начала XX веков с особенной остротой актуализировала тему личности и действительности как протест против социального гнета и военной экспансии в эпоху Русско-кавказской войны.
Следует, однако, отметить, что решение теоретических вопросов, связанных с формированием творческой индивидуальности художника, остается одной из актуальных проблем не только литературоведения, но и современной фольклористики, так как исполнители устно-
Вестник Ставропольского государственного университета
поэтических народных произведений одновременно являются их носителями и творцами. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, прежде всего обратиться к материалам устного поэтического творчества адыгских народов как к истоку и началу формирования творческой индивидуальности художника слова.
В отличие от многих новописьменных профессиональных культур нашей страны адыгские литературы, возникшие в 20-е годы прошлого столетия, в своем развитии шли своеобразным путем. Это своеобразие заключалось прежде всего в освоении жанров. Так, если в адыгейской литературе с конца 20-х гг. прошлого века проза развивается более интенсивно, то в родственных ей кабардинской и черкесской литературах поэзия в тот же период начинает свое развитие более быстрыми темпами, хотя адыгские народы, несмотря на географическую разобщенность, жили в совершенно одинаковых социально-экономических условиях, основой их быта и культуры всегда была единая духовность и они шли веками через одни и те же социально-политические катаклизмы общественно-исторических периодов. Причиной такого явления, на наш взгляд, может быть особая идейно-эстетическая концепция художников слова, отображавших особенности эпохи в своих художественных произведениях теми или иными творческими способами с разной эмоциональной окраской, которые при этом обязательно соответствовали определенной эстетической системе взглядов самого писателя на окружающий мир. Именно поэтому те или иные художественные ценности, созданные его талантом и трудолюбием, совершенно не похожи на те, что созданы другими художниками. Таким образом, художественные миры разных новописьменных писателей, возникшие в результате так называемого объективированного творческого акта, всегда своеобразны и индивидуальны, так как их создатели являются различными творческими индивидуальностями. Герои, созданные ими, живущие и действующие в одних и тех же исторических условиях, художественно отражающие знаковые явления одной и той же эпохи, все же сохраняют своеобразие и собственную индивидуальность, и каждый из них в произведениях предстает в определенном, особом конкретно-художественном воплощении. И даже при глубокой идейной перекличке и связи их художественные характеры декларируют разные художественные истины. Ведь истинный писатель видит не только не доступную другим общность между созданным им образом, выстроенным в процессе
сложных интеллектуальных, внутренне-эмоциональных и вместе с тем глубоко осмысленных взаимоотношений с окружающей действительностью, но и стремится запечатлеть одному ему доступными неповторимыми красками очень важное для него и, разумеется, для читателей состояние окружающего мира таким, каким видит его именно он, а не кто-либо другой. И эта творческая свобода писателя, право художественного выбора отображать в своих произведениях только то, что он считает важным для данной исторической эпохи, и отображать именно так, как он считает это необходимым, делают его произведения, его творческую манеру непохожими на другие художественные системы. На наш взгляд, это и есть творческая индивидуальность.
Процесс исследования формирования творческой индивидуальности писателя тесно связан с решением проблемы авторства. И чем позже возникала литература, тем острее становилась эта проблема, настолько живо и органично переплетались в творчестве одного мастера художественного слова, и особенно в устно-поэтической литературе адыгских народов, исторически оказавшихся в Х1Х веке перед фактом физического уничтожения и духовного вымирания. И в эпоху этого важного исторического «перелома» процесс развития социального и духовного самосознания адыгов ускоряется многократно и даже в самых низах народных масс достигает такого уровня, что в каждой личности появляется внутренняя необходимость как-то обозначить свое участие в судьбе народа. Народные певцы уже не хотят быть безвестными и при исполнении различных песен и сказаний подчеркивают имя автора произведения. Решение проблемы авторства было исключительно важно еще и потому, что оно обозначало продолжение и развитие уже устоявшихся художественных и творческих традиций, носивших личностный или именной характер, к проявлению которого, совершенно бесспорно, были неравнодушны и сами авторы при всей бескорыстности большинства из них. Ведь в творчестве каждого сочинителя народных песен неповторимо и своеобразно проступали богатство устной поэзии, национальная самобытность и поэтический талант автора.
Один из крупнейших исследователей психологии литературного творчества, болгарский ученый М. Арнаудов, пишет: «Развитие научной психологии при рассмотрении художественного открытия всюду ведет к полному торжеству принципа естественного зарождения, к строгому детерминизму, неизбежному и при чисто историческом и социологическом объяснении твор-
Формирование творческой индивидуальности писателя в контексте взаимодействия
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.ческой личности» (2, с. 15). Формирование личности писателя, его творческой индивидуальности с учетом уже выработанной предыдущими поколениями системы этнокультурных ценностей - процесс многосложный, и в нем одновременно принимает участие множество факторов, но важнее всего то, что выдвижение на передовые рубежи эпохи духовно богатой личности с большим запасом творческих сил, с умением предвидеть и предугадывать закономерность, изначально заложенную в исторических процессах, способностью анализировать эти процессы происходит потому, что социальная среда начинает испытывать острую необходимость в ней. Михаил Арнаудов, опираясь на выводы «. добросовестных исследований и статистических наблюдений известного швейцарского естествоиспытателя XIX столетия Декандолля» (2, с. 15), отмечает, что «. талантливые личности не появляются безразлично где на земном шаре и в какую угодно эпоху, а только в странах и обществах, где население проявляло на протяжении веков сознательный интерес к духовным ценностям» (2, с. 17). Но, наряду с объективной исто-рико-социальной закономерностью, в формировании творческой индивидуальности писателя наличествуют и субъективные факторы, к основным из которых можно отнести свойства ума художника, его чувства и воображение, умение осмыслить главные факты и явления эпохи и художественно отобразить их в своих произведениях и многое другое, что делает творческую личность особенной, не похожей на другие, при том, что каждая из них воспроизводит одну и ту же окружающую действительность. Ведь если мы говорим толстовские герои, то этим сразу подчеркиваем их отличие от героев Достоевского и Тургенева, хотя они жили и творили в одну и ту же эпоху. Но ни одному исследователю не придет в голову провести параллель между Карамазовыми, раскольниковыми, мышкиными, рудиными, болконскими, нехлюдовыми и базаровыми, так как они представляют собой различные «художественные концепции человека»,
созданные выдающимися деятелями русской литературы XIX века, выразившими в художественных образах особенности социально-экономических, культурных, нравственно-эстетических и духовных ценностей одной и той же русской действительности примерно на одном хронологическом временном пространстве. Так же и в случае с адыгскими писателями. Одна тематика -показ жизни адыгских народов в эпоху социально-экономического перелома в их судьбах в первой половине XX столетия - делает их произведения созвучными, более того, - похожими, но все они созданы художниками с различным мировосприятием и различной эмоциональной выразительностью художественного таланта, а потому вернее будет говорить не столько о сходстве, сколько о проявлении художественной индивидуальности и различном уровне использования определенных профессиональных традиций. Ведь «всякое значительное художественное творчество предполагает не только свободную игру воображения, но и максимум духовных сил, чтобы зафиксировать возникающее произведение согласно
всем интуитивно схваченным законам искусства. Как мог бы художник стать толкователем мыслей и желаний своих современников, если он не поднялся над всеми внутренними ограничениями и над всем хаотическим в самом себе?» (2, с. 49). И на самом деле речь может идти о проявлении внутренне-индивидуальных начал и своеобразия мировосприятия, мироощущения в творчестве писателей, принадлежащих к одной этнической группе, творивших в одну и ту же историческую эпоху и создавших этнокультурный феномен под названием, вошедшим в многонациональную литературную науку России как «новописьменные адыгские литературы».
В связи с этим нелишне обратиться прежде всего к материалам устного народно-поэтического творчества адыгских народов как к истоку и началу формирования творческой индивидуальности художника слова.
1. Автоинтерпретация: сб. ст. / под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. - СПб., 1998. - 208 с.
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 1970. - 653 с.
3. Борев Ю. Б. Художественный процесс: проблемы теории и методологии // Методоло-
гия анализа литературного процесса. - М., 1989. - С. 4-30.
4. Виролайнен М. Н. Типология культурных эпох русской истории // Русская литература. - 1991. - № 1. - С. 3-20.
5. Волков И. Ф. Романтизм как творческий метод // Проблемы романтизма. - Вып. 2. -М, 1972.
Вестник Ставропольского государственного университета
6. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 397 с.
7. Минералов Ю. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). -М, 1999. - 221 с.
8. Фёдоров В. О природе поэтической реальности. - М, 1984. - 183 с.
9. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -4-е изд. - М.: Сов. писатель, 1977. - 446 с.
10. Художественный метод и творческая индивидуальность. - М.: Наука, 1964. - 243 с.
Шиков Кошмазук Муссович, Адыгейский государственный университет, доктор филологических наук, профессор. Сфера научных интересов - историко-литературный процесс XIX-XX веков, проблемы взаимодействия русской и адыгейской литератур, динамика жанровых систем русскоязычной адыгейской литературы XIX-XX веков.
Читайте также: