Выражение тайпин тяньго в китае середины xix в означало

Обновлено: 05.11.2024

ТАЙПИ́Н ТЯНЬГО́ (кит. – Не­бес­ное го­су­дар­ст­во ве­ли­ко­го бла­го­ден­ст­вия), тео­кра­тич. пов­стан­че­ское го­су­дар­ст­во в Ки­тае. Про­воз­гла­ше­но в 1851 гла­вой ре­лиг. об-ва Со­юз по­кло­не­ния Бо­гу (Бай Шан­ди ху­эй; ос­но­ва­но в 1843) Хун Сю­цюа­нем в дер. Цзинь­тянь юго-зап. пров. Гу­ан­си. По­сле бо­лез­ни, со­про­во­ж­дав­шей­ся ви­де­ния­ми, Хун Сю­цю­ань в 1837 счёл се­бя вто­рым сы­ном Бо­га От­ца, по­слан­ным в мир для кре­ще­ния Ки­тая и ис­це­ле­ния его от лож­ных уче­ний. При­зы­вая сверг­нуть им­пе­рию Цин и ус­та­но­вить в Ки­тае но­вое го­су­дар­ст­во, ос­но­ван­ное на прин­ци­пах ра­вен­ст­ва, со­брал во­круг се­бя не­ма­ло сто­рон­ни­ков. По­сле пер­вых по­бед над пра­ви­тельств. вой­ска­ми, одер­жан­ных в 1851, и про­воз­гла­ше­ния Т. т. во­ен. от­ря­ды тай­пи­нов (ко­то­рых ста­ли на­зы­вать так по на­име­но­ва­нию их эфе­мер­но­го гос-ва) под уда­ра­ми пре­вос­хо­дя­щих ар­мий Цин и ме­ст­ных опол­че­ний на­ча­ли про­би­вать­ся на се­ве­ро-вос­ток. Не­смот­ря на час­тые не­уда­чи, чис­лен­ность вос­став­ших рос­ла. Спра­вить­ся с ни­ми цин­ским вой­скам ме­ша­ли и мно­го­числ. вос­ста­ния, вспых­нув­шие в это же вре­мя в Юж. и Центр. Ки­тае. В мар­те 1853 тай­пи­ны ов­ла­де­ли юж. сто­ли­цей Ки­тая – Нан­ки­ном, про­воз­гла­шён­ным Не­бес­ной сто­ли­цей (Тянь­цзи­нем); ими был пред­при­нят по­ход на Пе­кин, но под Тянь­цзи­нем пов­стан­цы по­тер­пе­ли по­ра­же­ние и Т. т. пе­ре­шло к обо­ро­не. В Т. т. бы­ла от­ме­не­на ча­ст­ная соб­ст­вен­ность на зем­лю, про­воз­гла­ше­но ра­вен­ст­во лю­дей раз­но­го про­ис­хо­ж­де­ния и дос­тат­ка, муж­чин и жен­щин. Из­ме­ни­лась про­грам­ма гос. эк­за­ме­нов: вме­сто кон­фу­ци­ан­ских книг на них про­ве­ря­лось зна­ние Биб­лии; тра­диц. кит. ка­лен­дарь был за­ме­нён на сол­неч­ный. Бы­ло за­пре­ще­но бин­то­ва­ние ног де­воч­кам, раб­ст­во, аза­рт­ные иг­ры, упо­треб­ле­ние опиу­ма, та­ба­ка и ал­ко­го­ля, но­ше­ние мань­ч­жур­ской при­чёс­ки. По­ощ­ря­лась кол­лек­тив­ная соб­ст­вен­ность (ещё в на­ча­ле вос­ста­ния все тро­феи со­би­ра­лись в об­ществ. кла­до­вые, из ко­то­рых чле­ны об­ще­ст­ва снаб­жа­лись не­об­хо­ди­мым), тра­диц. кит. ре­ли­гии под­вер­га­лись го­не­ни­ям, их хра­мы раз­ру­ша­лись, а свя­щен­ные кни­ги сжи­га­лись.

Читайте также: