Выражение рука в лохматой варежке

Обновлено: 21.11.2024

Всё лето геологи искали в тайге алмазы. Пришла осень. Начались дожди. Геологи стали собираться домой. Перед отъездом завхоз сообщил начальнику экспедиции, что осталось сто банок сгущёнки, три килограмма муки, мешок компота и ящик масла.

– Надо поставить склад-хранилище, – решил начальник.

Геологи взяли топоры, пилы и за три дня срубили хранилище. Склад получился вроде небольшой избушки без окон, с бревенчатыми стенами. Он был поставлен на четырёх тонких столбах так, чтобы медведь по ним не мог залезть в хранилище. Получился склад, как избушка на курьих ножках.

Уложили геологи припасы и убрали лестницу. Геологи ушли, а избушка осталась стоять в

Весной геологи вновь вернулись в тайгу искать алмазы, но расположились на другой стороне реки. Завхоз предложил молодому геологу Проньке сходить и принести ребятам сладенькой сгущёнки.

Пронька взял мешок, ружьё и отправился к старому хранилищу. Пронька шёл и свистел в костяной свисток – дразнил весенних рябчиков.

Вот и знакомое место. В груди у Проньки похолодело, а в голове вдруг стало очень горячо. Под избушкой стоял огромный бурый медведь. Передними лапами он расшатывал столб. В раскрытой двери что-то зашевелилось. Оттуда сам собой стал вылезать мешок муки. Медведь подхватил мешок, когтём продырявил дырку, поднял его и стал вытряхивать муку себе на голову. Вмиг он стал похож на огромный жёлтый одуванчик. Языком он хватал мучное облако и облизывался.

Из открытой двери склада вновь высунулась рука в лохматой варежке и бросила вниз банку сгущёнки. Медведь ловко подхватил её и с силой сдавил. Липкая сладкая масса полилась на язык медведицы. В это время ловко спустился медвежонок и подхватил банку с молоком. Он лизал её, словно сплющенный леденец.

Пронька отошёл в сторону и с другой стороны подошёл к медведям. Он поднял ружьё вверх и дважды выстрелил. Не успел заглохнуть выстрел, Пронька принялся кричать, громко смеяться, звать несуществующих друзей, он даже запел. Голос его звучал хрипло, но он отыскал лестницу и приставил ее к складу. Он разыскал муку, сгущёнку, чернослив, сухие груши и яблоки, сложил всё в сумку. Слез Пронька на землю и подобрал сплющенную банку сгущёнки, похожую на блин.

Теперь нужно поскорее уходить, и Пронька запел ещё громче.

  1. О чём рассказывается в этом тексте? Отметь свой ответ знаком +
  1. Для медведей геологи делают припасы
  2. В поисках еды медведи натолкнулись на продуктовый склад геологов
  3. Экспедиция геологов осталась голодной из-за медведей
  4. Пронька проявил храбрость и мужество при встрече с медведями
  1. Какие продукты остались у геологов после первой экспедиции?
  1. В чём особенность построенного в тайге хранилища?
  1. оно построено из дерева
  2. оно строится за три дня
  3. оно построено на высоких и тонких столбах
  4. его издалека заметно
  1. Какими словами называет автор помещение, которое построили геологи для сохранения продуктовых припасов?
  1. Почему Пронька не стал стрелять в медведей?
  1. они занесены в «Красную книгу»
  2. медведи не представляли опасности, т.к. просто были голодны
  3. он промахнулся
  1. Пронька – весёлый человек. Приведи два примера, подтверждающие это.
  1. Для чего Пронька начал кричать, смеяться, звать несуществующих друзей, когда увидел медведей?
  1. чтобы привлечь внимание медведей
  2. чтобы его услышали люди, которые находились поблизости
  3. чтобы испугать медведей
  4. чтобы повеселиться
  1. Выпишите предложение, подтверждающее то, что медведи съели не все припасы
  1. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.
  1. Путешествие за припасами
  2. Приезд экспедиции через год
  3. Конец первой экспедиции
  1. Встреча с медведями
  1. Постройка хранилища

  1. Какие слова подходят для замены выражения « мучное облако »
  1. белое облако
  2. рассыпавшаяся мука, летающая в воздухе
  3. туман
  4. мутное облако
  1. Что подразумевается под выражением « рука в лохматой варежке »
  1. медвежья лапа в муке
  2. большая лапа
  3. мохнатая лапа
  4. мягкая рука
  1. Как ты понимаешь выделенное выражение в предложении: «Получился склад, как избушка на курьих ножках »
  1. очень старым
  2. деревянным, вместительным
  3. высоким, на подпорках
  4. с печкой и трубой
  1. Определи жанр этого произведения:
  1. сказка
  2. басня
  3. художественный рассказ
  4. исторический рассказ
  5. научно-познавательный рассказ
  1. Что нужно для того, чтобы сохранить припасы в тайге?
  1. Как ты понимаешь предложение «В груди у Проньки похолодело, а в голове вдруг стало очень горячо»
  1. Почему Пронька забрал с собой сплющенную банку сгущёнки?
  1. в ней осталась сгущёнка
  2. хотел рассказать ребятам о происшествии и показать доказательство
  3. для того, чтобы защититься от медведей
  4. чтобы положить назад в хранилище
  1. О чём главным образом хотел рассказать автор?
  1. о том как голодают медведи в тайге
  2. о неожиданностях, которые часто встречаются в тайге
  3. о жизни геологов
  4. о Проньке, его судьбе
  1. Какой вывод можно сделать из прочитанного текста?
  1. медведи не нападают на людей
  2. в тайге надо всегда кричать и свистеть
  1. в тайге надо всегда помнить о том, что вокруг много диких зверей
  1. нельзя строить хранилища в тайге

Итоговая контрольная работа

по литературному чтению

Фамилия ______________________________ Имя ______________________

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?

– Не видела я здесь никаких лилий!

– Как? – воскликнула пчёлка.

– Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха.

– А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

– Вот видишь, – сказал отец Паисий.

– Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт. И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

  1. О чём рассказывается в этом тексте? Отметь свой ответ знаком +
  1. На лугу росло множество разных цветов
  2. О дружбе пчелы и мухи
  3. О том, что все видят и замечают только то, что им интересно
  4. О красивых цветах и грязных канавах
  1. Какие цветы росли на лугу?
  1. Для чего пчелы собирали сладкий нектар?
  1. для собственного пропитания
  2. подкормить молодняк и запастись едой на зиму
  3. сделать из нектара мед
  4. запасти еду на зиму

4 . Каким словом характеризует действия пчёл автор?

2) Весело летали;

3) Грелись на солнце

5. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

6. Пчела трудолюбивая. Приведи пример из текста, подтверждающий это.

7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

1) Она оказалась на лугу в первый раз;

2) Лилии её не интересовали;

3) Её интересовала только грязная канава.

8. Выпишите предложение, подтверждающее то, что люди похожи на пчелу и муху.

9. Восстанови план прочитанного произведения. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.

Читайте также: