Выражение отношения к окружающему миру
Обновлено: 21.11.2024
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными средствами графики для передачи характера животных, с творчеством художников-анималистов; совершенствовать навыки работы с графическими материалами; способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию бережного отношения к животным.
Универсальные учебные действия:
личностные : обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»; осваивает личностный смысла учения, желания учиться;
регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; следует режиму организации учебной деятельности; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (карандаш, фломастер); оценивает свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
познавательные: обучающийся определяет умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; отвечает на простые и сложные вопросы учителя, сам задает вопросы; наблюдает и делает самостоятельные простые выводы; находит необходимую информацию
Оборудование :
• для учителя: учебник, слайды с изображениями животных;
• для учащихся: простой карандаш, черный фломастер, гуашь, палитра, кисти, поролоновая губка, альбом.
I. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
– У кого дома есть домашние животные? Какие чувства вы испытываете, когда играете с ними?
– Закройте глаза и представьте, что вы играете со своим зверьком. У кого нет домашних животных, вообразите живое существо. Итак, вы играете со зверьком, вам с ним очень хорошо, весело. Вдохните глубоко, почувствуйте, как вы наполняетесь счастьем, радостью. Внутри вас образовалось солнышко, которое своими лучами согрело вас от макушки до пят.
– Открывайте глаза. С отличным настроением начинаем урок.
II. Изучение нового материала.
– Тема урока – «Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных».
– Детский писатель Б. Заходер написал «Мохнатую азбуку». В этой книге герои – звери. На каждую букву алфавита писатель смог придумать животного.
– Я предлагаю вам тоже поиграть в похожую игру. Встаньте в круг. По часовой стрелке вы будете называть животное на каждую букву алфавита. Будьте внимательны: кто допустит ошибку, тот выбывает в центр круга. Посмотрим, кто внимательный и знает много разных животных.
– Мы много назвали животных. Как вы думаете, а у животных есть характер? (Да.)
Учитель показывает слайды с изображением животных.
– Попробуем дать характеристику каждому животному. ( л иса – хитрая, собака – верная, лев – сильный, слон – добрый, заяц – трусливый и т. д.)
– Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Послушайте, как животных описывают поэты.
Молоко привез осел.
Было свежее оно,
Дважды ослика кормили –
У ручья и у реки,
Дважды ослика возили
На себе грузовики.
Трижды ослик вырывался,
Восемь раз удрать пытался.
На себе его носили,
На такси его грузили,
Молоко привез осел.
Было свежее оно,
Сняли грузчики поклажу
И кричат на целый мир:
Тапир Прокатился шум лесной –
Навек повесил нос, Под кустом притих косой.
Грустит он об одном: Уши длинные прижал,
Он собирался стать слоном, Долго эхо провожал.
Да так и не дорос.
Очень грозен як,
А ведь он – большой добряк:
Рыдает горько крокодил:
– Ах, я лягушку проглотил! –
Но ты не верь своим глазам
И крокодиловым слезам:
На нем в Тибете
Он так рыдает потому,
Что очень голодно ему.
А ты бы рядом проходил,
Он и тебя бы проглотил!
Как у мышки, у полевки,
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
– С помощью чего поэты выражают свое отношение к животному? (С помощью слов.)
– Как вы думаете, как художники передают настроение и характер животных? Это и будет целью нашего урока: выяснить, что помогает художнику передавать характер и настроение живых существ.
– Рассмотрите картины художника В. Ватагина (учебник, с. 96–99) .
– Каким вы видите тигра на первой картине? Почему? ( в еличественный, гордый.)
– Какой образ тигра художник создал на второй и третьей картине? Почему? (На второй – суровый образ, на третьей – печальный.)
– Характер зверя выражается через движение и форму тела: стремительное и гибкое, изящное и могучее, решительное или неповоротливое, громоздкое или неуклюжее; через пропорции; через выразительные детали: лохматая или гладкая шерсть, форма ушей, оскал, блеск в глазах.
– Вернемся к картинам В. Ватагина и выясним, при помощи чего художнику удалось показать разные образы тигров.
1. Изящный изгиб тела, гордо поднятая голова, передние лапы вытянуты вперед, гордый взгляд.
2. Суровый взгляд, усы опущены вниз, изгиб рта выдает суровость.
3. Положение тела, опущенная голова, печальный взгляд.
Можно продолжить работу по рассматриванию, сравнению, анализу картин (в учебнике имеется иллюстрационный материал).
– Вспомним своих питомцев. Какое ваше животное по характеру, как вы узнаете настроение своего любимца?
– Рассмотрите иллюстрацию кошки, выполненную художником и писателем Е. Чарушиным. Какое настроение у этой кошки? Как вы это поняли?
– Что может в жизни выдавать настроение кошки? (Вой, рычание и урчание означают: кошка недовольна. Мурлыканьем кошка дает понять, что у нее все в порядке, она безобидна. «Мяу» означает, что ей необходимо внимание. Кончик хвоста подрагивает – кошка возмущена. Любящая кошка непременно потрется о ваши ноги. Если хвост взъерошен и опущен, кошка испугана. Хвостом хлещет по бокам: «Я сейчас нападу. Берегись!»)
– Как настроение может проявляться у собак? (Если собака обнажает передние зубы и клыки, делает движения, характерные при нападении, шерсть на спине и шее стоит дыбом, это агрессия. Находясь в состоянии возбуждения, когда собака, к примеру, преследует добычу, она приподнимает хвост и виляет им резко и быстро. Особенно сильно собака размахивает хвостом в ожидании чего-то приятного от своего хозяина или других собак. Если собака держит хвост ниже обычного, значит, она устала, заболела или испытывает сильное разочарование в чем-либо. Хвост, зажатый между ногами, свидетельствует о чувстве страха, охватившем собаку. Счастье, умиротворение собака выдает улыбкой.)
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил, Ходьба на месте.
И наклоны выполнять, Наклоны вперед.
И на цыпочках стоять. Поднимание на носочки.
Мы покрутим головой, Круговые повороты головой,
Словно хоботом, с тобой. глаза смотрят вверх, вправо,
вниз, влево и обратно.
В прятки поиграем, Плотно закрыть глаза пальца-
Глазки закрываем. ми рук, досчитать до пяти
и широко открыть глаза.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин.
III. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сегодня будете нарисовать своего питомца или питомца вашего друга. Для этого надо вспомнить его характер, какое настроение у него чаще всего, какие повадки характерны для вашего любимца. Характер вашего животного вам поможет передать гуашь.
Совет Мастера Изображения : изображайте зверя на весь лист. Продумайте фон, детали обстановки.
– Обсудим этапы работы.
1. Сделаю эскиз карандашом. Передам настроение и характер животного.
– Что вам поможет передать чувства животного? (Пропорции, движение и форма тела, выразительные детали.)
2. Раскрашу своего любимца, подберу нужные цветовые сочетания.
3. Черным фломастером обведу рисунок, сделаю его более выразительным.
– Я вам советую фон сделать поролоновой губкой.
Если ваше животное испугано, агрессивно, то шерсть у него стоит дыбом. Передать взъерошенную шерсть можно гуашью и губкой. Намочите кусок поролоновой губки, отожмите, на палитре смешайте нужный цвет, макните губку в краску и потихоньку делайте губкой отпечатки (учитель демонстрирует способ на листе у доски).
IV. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
– Мы с вами отправляемся на выставку домашних животных. Какие разные животные у вас получились! Чей зверь самый добрый, смелый, спокойный? Определите характер и настроение животного на остальных рисунках.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?
– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Читайте также: