Выражение ой ты гой еси добрый молодец
Обновлено: 04.11.2024
Почему Баба Яга, приветствуя доброго молодца, употребляет слово “ГОЙ” , и что оно значит?
Все мы помним былинное и сказочное: “Гой еси, добрый молодец…”. И большинство людей воспринимают эту фразу как приветственно-величальную формулу, в значении: «будь здоров!».
И подобная расшифровка имеет свои корни. Ведь в словаре Даля “гоить” — стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского “гоити” — «живить». Некоторые учёные возводят происхождение данного слова к праиндоевропейскому корню*gi — «жить».
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОЙ
Круг значений, передаваемых этим корнем в народных говорах русского языка весьма обширен:
ГОИТЬ, гою, гоишь:
- Заживлять (раны), излечивать.
- Беречь, охранять, бережно обращаться с кем-либо.
- Хорошо кормить; холить. Поил, кормил и гоил ее (о лошади).
- Угощать. Гоили то нас, гоили, да не подобру проводили.
- Любить, ласкать кого-либо, ухаживать за кем-либо (в физическом смысле).
- Делать, изготовлять что-либо. Чего гоишь? — Да лапти. Делать что-либо с большим старанием, усердно.
- Устраивать, приготовлять, чинить что-либо. Да вот лодку гоим (отделываем). || Утеплять, конопатить или мшить (здание, помещение). Заделывать, замазывать (печь, стены).
- Наводить порядок где-либо, убирать. Гоить стол, баню. Гоила, гоила в избе, а вы опять грязи натаскали. || Подметать, мыть, чистить. Неси сковороду, ее надо гоить. || Придавать нарядный вид, украшая чем-либо.
- Гоить рыбу. Снимать чешую с рыбы, вынимать внутренности.
- Очищать зерно от мякины и сора; провевать. Кажно зернышко гоитъ надо, тогда и хлебушко поешь в охотку.
- Расчищать что-либо, делать годным для пользования (о земляных участках, дорогах). Гоитъ дорогу. Гоить луга или брусничный бор. Выжигать.
- Заготовлять впрок что-либо, запасать. Загоил ли тепла на зиму? — Гоил же бы, да не знаю как.
- Давать приют, пристанище.
- Устраивать кого-либо на какое-либо место, должность; пристраивать.
- Удобрять, хорошо обрабатывать (землю). Гоить пашню. Эту землю плохо гоили, плохо пахали, на ей хлеб плохо родится.
- Гоить лен.
а) Стлать, расстилать лен (на лугу).
б) Обрабатывать лен.
…20. Успокаивать, угомонить.— Ср. Гаить (=качать).
- Видный, красивый, величавый. Гойный молодец.
- Приведенный в порядок, убранный, благоустроенный. Гойная изба.
- Чистый. Гойная пшеница. Очищенная, вымытая, провеянная пшеница.
- Плодородный; тщательно обработанный (о земле). Xорошу пашню завсегда гойной звали.
- Приятный.
- Ухаживать за скотом. Ты гоиласъ?
- Готовиться к чему-либо. Гоимся к празднику.
- Строиться. Раньше, где кто зародился, так и строится, гоится в одной деревне.
Заживать (о ране). Нога у Лупана гоится.
Пирушка, попойка, угощение.
ГОЙКАТЬ, ГОЙНУТЬ:
- Кричать, издавать крики, вопли. Гаркнуть (вызывающе, устрашающе).
- Звать кого-либо криком. Окликнуть, аукнуть издали — гойни Лешку.
ГОЁНЫЙ. Гоеная пряжа. Пряжа, прокипяченная в воде для придания ей мягкости.
Таким образом, “гой” — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой.
Значение слова гой. Славянские корни слова
И на этом можно было бы закончить исследование, если бы не этимология, в которую филологи заглядывают всё реже и не написание этого слова, встречающееся в 12 веке:
ГОЇ – в этимологии и словообразовании “го” вполне самостоятельный и очень важный для древнерусского языка корень, имеющий такую же силу, как и его пара слог “га” (но-га, теле-га, ра-ду-га): го-ра, бла-го, дол-го, подол-го и т.д. Все слова, где этимологически “го” – самостоятельный корень, связаны с длительными или малозаметными изменениями, в отличие от слов с “га”, где изменения внешние и значительные.
А если проследить этот путь дальше, то мы узнаем, что в рунике восточных славян существовало 2 буквы, дававшие звук “г” “га” и “гх” “го”, которые использовались для обозначения слов по-разному, а также на основе их рисовались рунескрипты и ставы, где прообраз “га” символизировал внешнее движение, достижение через внешние усилия, а прообраз “го” – через внутренние изменения самого человека.
Ещё одним доказательством данного значение корней является и то, что все знаки свастик лучевых созданы как раз таки на основе прообразов этих корней: левосторонние – на основе руны, символизирующей “го”, а правосторонние – “га” (от нее пошла и современная Г).
Буква “инить” – Ї , исчезнувшая к 14 веку из письменного обращения, в своей образности противостояла букве “ис” – I – символизирующую “лёд” в духовном смысле, как отсутствие тепла Ра и Света, а для человека – 3 испытания: хладностью живота (ленью), сердца (обидами и равнодушием) и чела (шаблонностью разума, глупостью). Инить символизировала преодоление трёх хладов за счёт веры и веды (осознанного знания).
Соединяя всю полученную информацию, мы получаем, что само слово “ГОЙ” означало обращение к человеку, что идёт своим внутренним путём, меняя себя, преодолевая испытания тремя хладами за счёт веры и веды. И тогда становится понятно, почему в сборниках сказок 17-18 века мы периодически встречаем после фразы “Гой еси, добрый молодец?” – вопросительный знак, а не восклицательный.
То есть это фраза-вопрос, а не утверждение. Фактически, Баба Яга спрашивает: “Зачем ты, добрый молодец, сюда пришёл?” – и тогда становится понятна и вторая фраза, также часто продолжающая монолог ведьмы: “Дело пытаешь (ищешь), аль от дела лытаешь (убегаешь)?”
Этот вопрошающий монолог героине о самоосознанности пришедшего героя, его целях на путешествие в пограничный мир, о наличии стремления изменить себя, стать более совершенным, светоносным.
Читай также: Происхождение и значение слова “РУНА”.
Кого на Руси называли изгоем?
Ещё одним подтверждением наших рассуждений становится путь, который даёт нам сохранившееся в русском современном языке слово “изгой” . В древнерусском языке этот социальный термин означал лицо, «изжитое», «выжитое», то есть утратившее связь со своей социальной средой, то есть «изгой» — исключённый из жизни.
Согласно традиции в изгои попадали люди, посягнувшие на жизнь родича, князя, дитя, женщины, разрушившие святыню, сжегшие священные книги, отвернувшиеся от рода своего. Все эти преступления основаны на гордыни, а та, в свою очередь, является душевной болезнью , отказом от самопознания, желанием прогнуть мир под себя, а не измениться самому. Изгой сначала отказывается от гойности, изгоняет дух из себя, и лишь за это и общество изгоняет его.
А ещё во всех песнях, где встречается слово “Ой…” издревле использовали слово “Гой…” . Со временем первая “Г” смягчилась и исчезла (это можно подтвердить, сравнивая тексты песен в сборниках 17 и 19 веков). В таком ключе все наши песни из печальных, с использованием “Ой”, как форма жалости, превращаются в оживляющие и жизнеутверждающие песни – призыв быть гоем – человеком, познающим себя, как часть Бога, ищущим внутри себя свет, изгоняющим из себя лёд душевный, хлад.
Читайте также: