Выражение ой ты гой еси добрый молодец

Обновлено: 04.11.2024

Почему Баба Яга, приветствуя доброго молодца, употребляет слово “ГОЙ” , и что оно значит?

Все мы помним былинное и сказочное: “Гой еси, добрый молодец…”. И большинство людей воспринимают эту фразу как приветственно-величальную формулу, в значении: «будь здоров!».

И подобная расшифровка имеет свои корни. Ведь в словаре Даля “гоить” — стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского “гоити” — «живить». Некоторые учёные возводят происхождение данного слова к праиндоевропейскому корню*gi — «жить».

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОЙ

Круг значений, передаваемых этим корнем в народных говорах русского языка весьма обширен:

ГОИТЬ, гою, гоишь:

  1. Заживлять (раны), излечивать.
  2. Беречь, охранять, бережно обращаться с кем-либо.
  3. Хорошо кормить; холить. Поил, кормил и гоил ее (о лошади).
  4. Угощать. Гоили то нас, гоили, да не подобру проводили.
  5. Любить, ласкать кого-либо, ухаживать за кем-либо (в физическом смысле).
  6. Делать, изготовлять что-либо. Чего гоишь? — Да лапти. Делать что-либо с большим старанием, усердно.
  7. Устраивать, приготовлять, чинить что-либо. Да вот лодку гоим (отделываем). || Утеплять, конопатить или мшить (здание, помещение). Заделывать, замазывать (печь, стены).
  8. Наводить порядок где-либо, убирать. Гоить стол, баню. Гоила, гоила в избе, а вы опять грязи натаскали. || Подметать, мыть, чистить. Неси сковороду, ее надо гоить. || Придавать нарядный вид, украшая чем-либо.
  9. Гоить рыбу. Снимать чешую с рыбы, вынимать внутренности.
  10. Очищать зерно от мякины и сора; провевать. Кажно зернышко гоитъ надо, тогда и хлебушко поешь в охотку.
  11. Расчищать что-либо, делать годным для пользования (о земляных участках, дорогах). Гоитъ дорогу. Гоить луга или брусничный бор. Выжигать.
  12. Заготовлять впрок что-либо, запасать. Загоил ли тепла на зиму? — Гоил же бы, да не знаю как.
  13. Давать приют, пристанище.
  14. Устраивать кого-либо на какое-либо место, должность; пристраивать.
  15. Удобрять, хорошо обрабатывать (землю). Гоить пашню. Эту землю плохо гоили, плохо пахали, на ей хлеб плохо родится.
  16. Гоить лен.
    а) Стлать, расстилать лен (на лугу).
    б) Обрабатывать лен.

…20. Успокаивать, угомонить.— Ср. Гаить (=качать).

  1. Видный, красивый, величавый. Гойный молодец.
  2. Приведенный в порядок, убранный, благоустроенный. Гойная изба.
  3. Чистый. Гойная пшеница. Очищенная, вымытая, провеянная пшеница.
  4. Плодородный; тщательно обработанный (о земле). Xорошу пашню завсегда гойной звали.
  5. Приятный.
  1. Ухаживать за скотом. Ты гоиласъ?
  2. Готовиться к чему-либо. Гоимся к празднику.
  3. Строиться. Раньше, где кто зародился, так и строится, гоится в одной деревне.

Заживать (о ране). Нога у Лупана гоится.

Пирушка, попойка, угощение.

ГОЙКАТЬ, ГОЙНУТЬ:

  1. Кричать, издавать крики, вопли. Гаркнуть (вызывающе, устрашающе).
  2. Звать кого-либо криком. Окликнуть, аукнуть издали — гойни Лешку.

ГОЁНЫЙ. Гоеная пряжа. Пряжа, прокипяченная в воде для придания ей мягкости.

Таким образом, “гой” — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой.

Значение слова гой. Славянские корни слова

И на этом можно было бы закончить исследование, если бы не этимология, в которую филологи заглядывают всё реже и не написание этого слова, встречающееся в 12 веке:

ГОЇ – в этимологии и словообразовании “го” вполне самостоятельный и очень важный для древнерусского языка корень, имеющий такую же силу, как и его пара слог “га” (но-га, теле-га, ра-ду-га): го-ра, бла-го, дол-го, подол-го и т.д. Все слова, где этимологически “го” – самостоятельный корень, связаны с длительными или малозаметными изменениями, в отличие от слов с “га”, где изменения внешние и значительные.

А если проследить этот путь дальше, то мы узнаем, что в рунике восточных славян существовало 2 буквы, дававшие звук “г” “га” и “гх” “го”, которые использовались для обозначения слов по-разному, а также на основе их рисовались рунескрипты и ставы, где прообраз “га” символизировал внешнее движение, достижение через внешние усилия, а прообраз “го” – через внутренние изменения самого человека.

Ещё одним доказательством данного значение корней является и то, что все знаки свастик лучевых созданы как раз таки на основе прообразов этих корней: левосторонние – на основе руны, символизирующей “го”, а правосторонние – “га” (от нее пошла и современная Г).

Буква “инить” – Ї , исчезнувшая к 14 веку из письменного обращения, в своей образности противостояла букве “ис” – I – символизирующую “лёд” в духовном смысле, как отсутствие тепла Ра и Света, а для человека – 3 испытания: хладностью живота (ленью), сердца (обидами и равнодушием) и чела (шаблонностью разума, глупостью). Инить символизировала преодоление трёх хладов за счёт веры и веды (осознанного знания).

Соединяя всю полученную информацию, мы получаем, что само слово “ГОЙ” означало обращение к человеку, что идёт своим внутренним путём, меняя себя, преодолевая испытания тремя хладами за счёт веры и веды. И тогда становится понятно, почему в сборниках сказок 17-18 века мы периодически встречаем после фразы “Гой еси, добрый молодец?” – вопросительный знак, а не восклицательный.

То есть это фраза-вопрос, а не утверждение. Фактически, Баба Яга спрашивает: “Зачем ты, добрый молодец, сюда пришёл?” – и тогда становится понятна и вторая фраза, также часто продолжающая монолог ведьмы: “Дело пытаешь (ищешь), аль от дела лытаешь (убегаешь)?”

Этот вопрошающий монолог героине о самоосознанности пришедшего героя, его целях на путешествие в пограничный мир, о наличии стремления изменить себя, стать более совершенным, светоносным.

Читай также: Происхождение и значение слова “РУНА”.

Кого на Руси называли изгоем?

Ещё одним подтверждением наших рассуждений становится путь, который даёт нам сохранившееся в русском современном языке слово “изгой” . В древнерусском языке этот социальный термин означал лицо, «изжитое», «выжитое», то есть утратившее связь со своей социальной средой, то есть «изгой» — исключённый из жизни.

Согласно традиции в изгои попадали люди, посягнувшие на жизнь родича, князя, дитя, женщины, разрушившие святыню, сжегшие священные книги, отвернувшиеся от рода своего. Все эти преступления основаны на гордыни, а та, в свою очередь, является душевной болезнью , отказом от самопознания, желанием прогнуть мир под себя, а не измениться самому. Изгой сначала отказывается от гойности, изгоняет дух из себя, и лишь за это и общество изгоняет его.

А ещё во всех песнях, где встречается слово “Ой…” издревле использовали слово “Гой…” . Со временем первая “Г” смягчилась и исчезла (это можно подтвердить, сравнивая тексты песен в сборниках 17 и 19 веков). В таком ключе все наши песни из печальных, с использованием “Ой”, как форма жалости, превращаются в оживляющие и жизнеутверждающие песни – призыв быть гоем – человеком, познающим себя, как часть Бога, ищущим внутри себя свет, изгоняющим из себя лёд душевный, хлад.

Читайте также: