Выражение настоящий врач должен хорошо владеть мимикой

Обновлено: 21.11.2024

«Клянусь Аполлоном врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их во свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, передать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступившему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С АМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Контрольные вопросы конечного уровня знаний

1. Дайте определения врачебной и медицинской деонтологии.

2. На основе философских позиций укажите, какие вопросы затрагивает врачебная этика.

3. Какие два вида этических проблем в стоматологии Вам известны?

4. Изложите классификацию профессионально-этических проблем по П.А. Леусу (1997).

5. Какие модели построения взаимоотношений врача и больного Вам известны? Охарактеризуйте каждую из них.

6. На какие сферы подразделяется профессиональная деятельность вра- ча-стоматолога?

7. Перечислите профессиональные функции врача-стоматолога, которые наиболее часто вызывают профессионально-этические проблемы.

8. Дайте определение врачебной ошибки.

9. Приведите классификацию врачебных ошибок по Г. Скрипкару и Т. Чорня (1983).

10. Перечислите источники вменяемых и невменяемых в вину врачу ошибок по Герлингу.

11. Соблюдение каких правил требует профилактики риска и терапевтических ошибок?

12. Укажите, какие ошибки принято считать вменяемыми в вину врачу.

13. Дайте определение ятрогенных заболеваний.

14. Приведите классификацию ятрогенных заболеваний по И.А. Кассир-

15. Приведите классификацию ятрогений.

16. Какие два уровня разрешения этических проблем Вы знаете?

17. По каким параметрам проводят тестирование компетентного и морально ответственного персонала?

С ИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

В одну из стоматологических поликлиник г. Минска обратился гражданин Республики Молдова, приехавший в РБ в командировку, с жалобами на сильную зубную боль в течение 2-х последних дней. Пациента переадресовали в платную стоматологическую поликлинику, куда он обратился спустя 8 часов после первичного общения со стоматологом. Далее пациент А. по «скорой помощи» был направлен в клинику челюстно-лицевой хирургии БГМУ, где при оказании специализированной медицинской помощи был поставлен диагноз — медиастинит. Несмотря на проводимое комплексное лечение больной погиб от медиастинита и молниеносного сепсиса.

На каком этапе была допущена ошибка? Как следовало поступить?

1. Посоветовать пациенту обратиться в приемный покой клиники челю- стно-лицевой хирургии.

2. Осмотреть пациента и рекомендовать ему обратиться в платную клинику (поликлинику, центр).

3. Осмотреть пациента, поставить диагноз и, определив необходимость экстренной хирургической помощи, вызвать «скорую» на себя для немедленной госпитализации пациента. При этом спокойно, но твердо, не вдаваясь в подробности, объяснить больному необходимость данной тактики.

К Вам на прием пришла больная В., 57 лет, которую в течение последних 3-х лет беспокоит парестезия в полости рта. Из анамнеза жизни и заболевания пациентки Вам удалось выяснить, что она обращалась с аналогичными жалобами в различные поликлиники города, где ей выставлялся диагноз — кандидоз. После проведения осмотра пациентки у Вас сложилось совершенно другое мнение. Вы изменили диагноз, назначили тщательное обследование, дополнительные консультации смежных специалистов. В итоге Ваш диагноз был подтвержден. Пациентка плачет, расстроена, что её неправильно лечили до сих пор, поскольку диагноз был неточен. Требует разъяснить, почему так произошло.

Какова должна быть Ваша тактика?

1. Будете ругать коллег за невнимательность и безграмотность.

2. Сошлетесь на сложный диагноз и имевшие место трудности в диагностике. Объясните, что ряд заболеваний имеет много общего в клинической картине.

3. Попытаетесь объяснить, что лечение было правильным и никакого вреда не принесло, а Ваши коллеги тоже старались в поиске правильной тактики лечения.

4. Бросите реплику «Лечиться надо у настоящих врачей» и больше ничего не скажете.

В кабинет ортопедической стоматологии обратился пациент Н. с диагнозом частичная вторичная адентия и отягощенным аллергологическим анамнезом. Из общения с больным стало известно, что он считает этап протезирования не сложным лечебным процессом, а просто «вставлением зубов». Больной игнорирует вопросы врача, касающиеся аллергологического анамнеза, вида протеза, который ему показан. Он настаивает на протезировании любыми материалами и в кратчайшие сроки. Отказывается от предложенного дополнительного обследования у аллерголога, ссылаясь на сильную занятость.

Какова должна быть в данном случае Ваша тактика?

1. Порекомендуете пациенту обратиться к другому врачу.

2. Пойдете на поводу у больного и выполните все его условия.

3. Будете терпеливо убеждать пациента в необходимости изготовления и использования показанной ему ортопедической конструкции, а также проведения дополнительного обследования у аллерголога.

К Вам на прием обратилась пациентка с жалобами на язву на боковой поверхности языка, которая не заживает в течение двух месяцев. Вы назначили пациентке проведение биопсии. Исследование выявило малигнизацию. Дополнительное обследование установило множественные метастазы, поражающие жизненно важные органы.

Что Вы должны сказать: а) пациентке; б) родственникам? Какова должна быть Ваша дальнейшая тактика при работе с данной пациенткой?

1. Близким родственникам (которым больная больше доверяет) скажете всю правду. Остальным родным и посетителям не скажете ничего. Они узнают информацию от доверенного лица в той степени, в какой он сочтет нужным сказать. Пациентке дадите частичную информацию, не раскрывая полного диагноза, но и не обнадеживая её на полное выздоровление. В разговоре с больной обязательно укажете, что заболевание оказалось запущенным и потребует длительного лечения, возможно, проведения не одного оперативного вмешательства. Отметите, что, возможно, для подстраховки придется провести курс химиотерапии или лучевой терапии. Убедите больную не отказываться от предлагаемой тактики лечения, а с целью психотерапевтического воздействия используете периодическую госпитализацию и проведете симптоматическое лечение.

2. Будете терпеливо вводить в курс дела всех посетителей пациентки, ни слова не говоря ей самой.

3. Откровенно расскажете пациентке о сложившейся ситуации и предоставите возможность ей самой поделиться печальными новостями с родственниками.

Во время проведения эндодонтического лечения 36 у пациента, направленного из ортопедического отделения, произошла поломка каналонаполнителя

в дистальном канале. Попытка извлечь обломок инструмента закончилась неудачей. Рентгенограмма показала, что: корневой канал запломбирован до верхушки, в области 0,2 см выше апекса находится обломок каналонаполнителя в пломбировочном материале.

Какова Ваша дальнейшая тактика?

1. Спокойно сообщите пациенту о происшедшем осложнении и объясните, ссылаясь на данные рентгенологического обследования, что случившийся инцидент не повлечет дальнейших осложнений, а зуб может быть использован

в качестве опорного при изготовлении ортопедической конструкции.

2. Закончите лечение и ничего не скажете больному о происшедшем.

3. Попросите коллегу из ортопедического отделения сообщить пациенту о случившемся осложнении и объяснить его причину.

На прием в отделение терапевтической стоматологии обратился пациент с диагнозом обострение хронического рецидивирующего стоматита. Из амбулаторной карты Вам стало известно, что он сотрудник Министерства здравоохранения. Пациент замкнут, на вопросы отвечает коротко и односложно. При осмотре диагноз подтвержден. Больной в течение сбора анамнеза и осмотра неоднократно подчеркивает, что он пришел к Вам на прием только для получения рецептов на приобретение лекарственных препаратов, перечисленных в записке.

Какова должна быть Ваша тактика в отношении данного пациента?

1. После установления места работы больного пригласите заведующего отделением и не станете осматривать пациента самостоятельно.

2. Будете довольствоваться коротким анамнезом. Проведете обследование больного с привлечением всех возможных методов и способов диагностики, даже тех, которые не являются необходимыми при заболевании пациента.

3. Попытаетесь преодолеть замкнутость пациента и собрать анамнез более подробно. Осмотрите пациента как обычного больного. Принимая во внимание тот факт, что он медицинский работник, учтете его мнение (в пределах допустимого) по поводу планирования и проведения ему лечебнопрофилактических мероприятий. Назначите обследование соответственно поставленному диагнозу. Проконсультируете пациента со старшим коллегой (заведующим отделением, доцентом, профессором). Объясните больному необходимую тактику его обследования и лечения. Назначите необходимые исследования, лекарственные препараты и процедуры, не идя на поводу у пациента.

4. После установления места работы больного поверхностно обследуете пациента и назначите ему те лекарственные препараты, которые он требует.

Вы работаете на терапевтическом приеме. Предыдущему пациенту с диагнозом маргинальный периодонтит было проведено снятие зубных отложений,

в результате чего в плевательнице скопилось значительное количество окровавленных валиков. Медсестра, не обращая внимания на этот факт, пригласила

в кабинет следующего больного.

Как Вы должны повести себя в данной ситуации?

1. Будете продолжать прием пациентов, не обращая внимания на содержимое плевательницы и реакцию на это больных.

2. Извинитесь перед пациентом, на несколько минут прекратите прием, пригласите в кабинет младшую медсестру и попросите убрать содержимое плевательницы. Конфиденциально и в вежливой форме сделаете замечание медицинской сестре, которая помогает Вам во время приема.

3. В резкой форме в присутствии пациентов сделаете замечание среднему медицинскому персоналу.

При выполнении мероприятий профессиональной гигиены у пациентки произошла фрактура коронки 35. Пациентка расстроена, так как зуб виден при улыбке.

Какой должна быть Ваша дальнейшая тактика?

1. Порекомендуете удалить 35 ввиду разрушенных твердых тканей зуба.

2. Объявите пациентке, что причина случившегося инцидента — хрупкие ткани 35 зуба и что Вы будете заниматься его лечением в плановом порядке.

3. Переадресуете пациентку в ортопедическое отделение, не дав ей никаких объяснений.

4. Постараетесь успокоить пациентку, извинитесь и сделаете все возможное, чтобы в максимально кратчайшие сроки качественно восстановить коронку 35. При необходимости обратитесь за помощью к коллегам из ортопедического отделения.

Правильные ответы к ситуационным задачам

Задача 1 — 3; задача 2 — 2, 3; задача 3 — 3; задача 4 — 1; задача 5 — 1; задача 6 — 3; задача 7 — 2; задача 8 — 4.

В ОПРОСЫ , ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ РАСХОЖДЕНИЕ ВО МНЕНИЯХ

В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ

1. Что, по Вашему мнению, определяет выбор профессии врача? Распределите в порядке значимости.

Стремление принести пользу обществу.

Увлекательность и романтичность профессии.

2. Как, по Вашему мнению, следует понимать слова А.П. Чехова: «Профессия врача — это подвиг, она требует самоотречения, чистоты души и чистоты помыслов, надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»?

Врач должен при необходимости пожертвовать жизнью ради спасения больного.

Врач должен забыть себя и близких ради больного.

Врач должен быть всесторонне развитой личностью и обладать глубокими знаниями в своей специальности.

Врач может одеваться соответственно ситуации, следуя основным направлениям моды, но обязательно аккуратно и не вычурно.

3. Представьте, что в стоматологической поликлинике, где Вы проходите обучение, решили провести эксперимент и Вам предложили на выбор санацию

в одном из двух стоматологических кабинетов. В одном прием ведут высококвалифицированные врачи-стоматологи, известные диагносты, имеющие ученую степень и ученое звание. В другом кабинете принимают ничем не отличившиеся врачи-практики поликлиники. При этом второй кабинет имеет лучшее оснащение и необходимую аппаратуру для выполнения диагностических процедур. В каком кабинете предпочли бы лечиться Вы?

4. Как следует понимать изречение «любовь к больному»?

Постоянная борьба за жизнь человека.

Идти на поводу у пациентов.

Постоянный поиск выхода из ситуации с пожертвованием личного

Порой требовательное отношение к больному, если это диктуют интересы его здоровья.

5. Каково Ваше мнение по поводу изречения в адрес бесплатной медицины: «Что не стоит денег, действительно ничего не стоит»?

Медицина должна быть полностью бесплатной.

Медицина должна быть полностью платной.

Медицина должна быть частично платной (укажите, какие именно услуги, по Вашему мнению, должны оплачиваться, а какие нет; объясните почему).

6. Что, по Вашему мнению, означает врачебная эмблема, изображающая чашу со змеей?

Противостояние злым силам.

7. Какова, по Вашему мнению, причина конфликтов в медицинском коллективе?

Невысокий общий культурный уровень членов коллектива.

Присутствие в коллективе неуживчивых людей.

Отсутствие дисциплины и творческой атмосферы в работе коллектива.

8. Как Вы объясните изречение «Светя другим, сгораю сам»?

Неустанная работа на благо больного.

9. Какое, на Ваш взгляд, качество является более ценным для врача — вежливость или профессионализм? Если бы перед Вами встал выбор лечиться у знающего, но угрюмого и резкого врача или приветливого, но имеющего средний уровень квалификации, кому бы Вы отдали предпочтение?

10. Как вы объясните выражение «Врач должен быть добрым»?

Добрым можно считать врача, выполняющего свои обязанности с высокой точностью и аккуратностью.

Добрым можно считать врача, который умеет прочувствовать переживания другого человека.

Добрым можно считать врача, который находит взаимопонимание с пациентом.

Добрым можно считать врача, который идет на поводу у больного и выполняет все его пожелания.

11. В коллективе, в котором Вы работаете, собирается врачебная конференция, на которой планируется обсуждение врачебной ошибки Вашего друга и коллеги. Как Вы поведете себя в подобной ситуации?

Не пойдете на конференцию.

Придете на конференцию, но не будете выступать.

Выступите в защиту друга.

Взвесите все факты и выступите объективно.

12. Какую черту характера врача Вы считаете наиболее важной?

13. Поясните выражение «К пациенту надо относиться сердечно, к врачу уважительно».

Строго выполнять необходимое по отношению к пациенту.

Больной должен уважать врача и бояться его.

Постоянно идти на поводу у пациента, выполняя его требования.

Больной должен постоянно благодарить врача и оказывать ему знаки внимания.

«Подыгрывать» пациенту во всех его высказываниях.

14. Как следует понимать выражение «Настоящий врач должен хорошо владеть мимикой, управлять своим настроением, быть то сердитым, то веселым, — смотря по надобности… должен быть немного актером»?

Чувствовать свою уверенность и превосходство над пациентом.

Уметь поднять настроение пациента и вселить в него веру в благоприятный исход лечения.

Уважать больного как человека и в зависимости от обстановки тактично варьировать методы своего воздействия на психику пациента.

15. Имеет ли право врач обидеться на больного?

Если Вы считаете, что врач имеет право обижаться на пациента, то укажите, в каких случаях.

Может ли врач в этом случае:

− отказать в помощи пациенту;

− отослать его к другому врачу;

− сократить объем помощи больному?

16. Как Вы относитесь к вопросам генной инженерии и клонированию?

Считаете применение подобных технологий недопустимым.

Поддерживаете развитие указанных технологий в медицинских целях для повышения уровня здоровья населения.

Высказываетесь за широкое использование указанных технологий.

17. Как Вы относитесь к проблеме эвтаназии? Ответ поясните.

18. Что Вы думаете о проблеме трансплантации органов и тканей? Ответ поясните.

Читайте также: