Выражение мысли которая направлена на уточнение или дополнение уже имеющихся знаний называется
Обновлено: 21.11.2024
Вопросно-ответная форма включает три последовательных этапа:
1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного знания.
В процессе познания вопрос опирается на исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.
В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора:
1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено;
3) совершил ли это деяние подсудимый;
4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
6) какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым.
Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.
УПК РФ предусматривает также вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением: вопросы, подлежащие выяснению при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое вопрос и что такое ответ? Приведите определения.
2. Какое знание является базисом вопроса? Областью поиска ответа?
3. Какова роль вопросно-ответной формы развития знания в науке, в судебном исследовании?
§ 2. Виды вопросов
Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры.
1. Отношение к обсуждаемой теме.
В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы: 1) по существу темы, 2) не по существу темы.
1) Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. При этом оценка вопроса — это не формально-структурная, а информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием обсуждаемой проблемы.
2) Вопрос не по существу темы не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов уводит дискуссию в сторону. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.
Вопросы «не по существу», как правило, не имеют отношения к делу.
2. Семантика вопросов.
В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя 1) правильность или 2) неправильность его постановки.
1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Например: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО.
Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.
3. Функции вопросов.
По познавательной функции вопросы подразделяются на два вида: 1) уточняющие, или ли-вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.
1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем знания. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».
Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что. »; «Является ли. »; «Действительно ли, что. » и другие подобные им выражения. Отсюда название уточняющего вопроса — «ли-вопрос».
Схема ли-вопроса в символической записи ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.
Читайте также: