Выражение мыслей желаний или чувств в связном речевом построении понятное для слушателя

Обновлено: 22.12.2024

В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте.

ВложениеРазмер
statya_na_temu_dialogicheskaya_rech_kak_vid_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

«Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»

старший воспитатель Пашская А.Г.

Диалогическая речь как вид связной речи детей

На современном этапе ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане [2, с.280-281].

Связная речь — это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя [2, с.280-281].

Основная функция связной речи — коммуникативная: посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками. Речевое общение предполагает:

Планирующая функция связной речи предполагает отбор средств, определяет и регулирует последовательность взаимодействия людей в любом виде деятельности для осуществления задуманной цели [2, с.280-281].

Диалогическая речь — это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это

первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка [2, с.280-281].

Диалог — это общение, беседа нескольких людей, как правило, не меньше двух [3, с.24]

В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи. Очень часто используются штампы разговорного стиля.

Основными признаками диалога являются:

  • краткость высказываний;
  • вопросно-ответная форма изложения;
  • смена предложений-реплик;
  • использование невербальных средств общения: жестов, мимики;
  • использование интонационных средств;
  • широкое использование неполных предложений;
  • свободное от литературных норм оформление высказываний;
  • разнообразие лексических и словообразовательных средств выразительности[6, с.38].

Диалогическая речь предполагает освоение трех групп умений:

  1. Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ свое суждение, правильно выражая мысль; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.
  2. Умения речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как можно начать разговор со знакомыми и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.
  3. Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы [2, с.280-281].

Ребёнок учится дилогической речи у взрослого, который показывает ему образец использования всех речевых и неречевых средств коммуникации. В свою очередь, ребёнок учится применять на практике полученные знания и сформированные умения при общении с другими детьми. В такой ситуации наиболее ярко раскрываются усвоенные им правила поведения и ведения диалога [4].

Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему, имеют представления о специфике поведения в общении с другими людьми.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Целенаправленное формирование и развитие диалогической речи дошкольников осуществляется как в ходе непосредственно-организованной деятельности, так и в повседневной деятельности детей. Формирование диалогической речи детей на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводится с использованием основных приёмов: беседы и имитации.

Имитация или пересказ – это такой приём формирования диалогической речи, при котором дети повторяют по ролям диалог героев художественного произведения, заведомо правильно построенный. Такой диалог позволяет детям упражняться в диалогической речи, совершая при этом минимальное количество ошибок[5].

Беседа или подготовленный диалог – это такая форма диалога, в которой роль спрашивающего, побуждающего и сообщающего отводится педагогу. Он же выбирает тему, согласно программному материалу, и ставит цель, которой подчиняется весь диалог. Такой диалог позволяет акцентировать внимание на преодолении тех трудностей, которые выявляются у детей[5].

В повседневной деятельности детей диалогическая речь развивается при помощи основных приёмов: неподготовленная беседа, словесные поручения, а так же совместная деятельность детей и её наиболее яркое проявление – коллективная игра. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Более сложная форма диалога – полилог.

Полилогическая речь — это речь при участии в коллективном разговоре [2, с.280-281]. Помимо умений диалогической речи полилог предполагает умение следить за темой, не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике.

В дошкольном возрасте необходимость полилога возникает при обсуждении детьми предстоящей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. В игре у детей формируются:

Таким образом, диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Основными чертами диалогической речи исследователи выделяют умение сформулировать и задать вопрос, умение сформулировать ответ, подать нужную реплику, использовать в диалоге различные языковые средства (восклицания, междометия, интонация) и невербальные средства (мимика, поза жесты). Исходя из этого выделяются три основных группы умений диалогической речи: собственно речевые умения, умения речевого этикета и умения невербального общения.

Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативные умения, которые не формируются без влияния взрослого, поэтому важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

Сюжетно-ролевая игра предоставляет широкие возможности для развития всех компонентов диалогической речи, поэтому необходимо уделять особое внимание сюжетным играм, использовать различные приемы педагогического сопровождения детских игр.

Читайте также: