Выражение характера человека через украшение

Обновлено: 04.11.2024

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_Zhenskie_ukrasheniya.doc 41.5 КБ
Kopiya_kostum.ppt 2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

2 класс, 3 четверть

Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения

  1. Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.
  2. Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.
  3. Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
  4. Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.

Задание: украшение кокошников

Оборудование для учащихся: гуашь, цветная бумага, рабочая тетрадь для 2 класса «Уроки творчества»

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.

Создание проблемной ситуации

  1. У меня в раках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)
  2. Что это такое? (украшения)
  3. Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)

Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.

  1. Изучение нового материала
  1. Формирование художественных знаний
  1. Для чего люди использовали украшения?

Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине.

Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин.

  1. Посмотрите в тетради рисунки девичьих и женских головных уборов. Чем они отличаются?

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.

Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник , гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.

Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.

  1. Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.

Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

  1. К нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они

Высока, стройна была,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело. (мачеха)

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,

Лью я слезы постоянно,
Ведь Я - царевна .
(Несмеяна.)

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна (Снежная королева)

  1. Почему они выбрали такие украшения?
  2. Как украшения передают их характер?
  3. Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? (линия, цвет)

В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.

Читайте также: