Выготский порождение речевого высказывания

Обновлено: 21.11.2024

Выготский первый выдвинул научно-обоснованную теорию порождения речи. В ее основу были положены следующие концепции:

· Единство процессов мышления и речи;

· Соотношение понятий «смысл» и «значение»

· Учение о структуре и семантике внутренней речи.

Выготский выделял следующие фазы или, как он говорил, «планы» движения от мысли к слову.

1 план – Мотив(оформление мысли). Это доязыковой этап. Появляется потребность передать информацию, побудить к действию и т.д.

2 план - Мысль (опосредование мысли во внутреннем слове). Тоже доязыковой этап. Мысль рождается в схемах, планах. Наиболее субъективная стадия, т.к. связана с мышлением и жизненным опытом данного человека.

3 план - Внутренняя речь (опосредование в значениях внешних слов, переход к синтаксису значений). Про структуру и семантику внутренней речи уже говорили.

Основное содержание этого этапа - «диалог мысли и слова».

Слово должно фиксировать движение мысли. А мысль с трудом выражается в слове, отсюда возникает некий конфликт, который разрешается при развертывании во внешней речи.

Этот этап охватывает 2 фазы построения высказывания:

- фаза перехода от мысли к плану внутренней речи;

- фаза перехода от плана внутренней речи к семантическому плану.

4 план - Семантический план (опосредование в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису).

Иначе говоря - поиск слов для передачи видоизмененного значения.

5 план - Внешняя речь (словесное синтаксирование). 2 вида синтаксирования:

· Смысловое (психологическое) - связано с правилами смыслового развертывания. В речи выделяется смысловым или логическим ударением. Часы упали. Упали часы.

· Фазическое – связано с правилами того или иного языка, которым владеет говорящий.

Т.о., по Выготскому, мысль рождается из некоторого конфликта, решает какую-то задачу (как выразить ту или иную мысль).

Читайте также: