Выготский порождение речевого высказывания
Обновлено: 21.11.2024
Выготский первый выдвинул научно-обоснованную теорию порождения речи. В ее основу были положены следующие концепции:
· Единство процессов мышления и речи;
· Соотношение понятий «смысл» и «значение»
· Учение о структуре и семантике внутренней речи.
Выготский выделял следующие фазы или, как он говорил, «планы» движения от мысли к слову.
1 план – Мотив(оформление мысли). Это доязыковой этап. Появляется потребность передать информацию, побудить к действию и т.д.
2 план - Мысль (опосредование мысли во внутреннем слове). Тоже доязыковой этап. Мысль рождается в схемах, планах. Наиболее субъективная стадия, т.к. связана с мышлением и жизненным опытом данного человека.
3 план - Внутренняя речь (опосредование в значениях внешних слов, переход к синтаксису значений). Про структуру и семантику внутренней речи уже говорили.
Основное содержание этого этапа - «диалог мысли и слова».
Слово должно фиксировать движение мысли. А мысль с трудом выражается в слове, отсюда возникает некий конфликт, который разрешается при развертывании во внешней речи.
Этот этап охватывает 2 фазы построения высказывания:
- фаза перехода от мысли к плану внутренней речи;
- фаза перехода от плана внутренней речи к семантическому плану.
4 план - Семантический план (опосредование в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису).
Иначе говоря - поиск слов для передачи видоизмененного значения.
5 план - Внешняя речь (словесное синтаксирование). 2 вида синтаксирования:
· Смысловое (психологическое) - связано с правилами смыслового развертывания. В речи выделяется смысловым или логическим ударением. Часы упали. Упали часы.
· Фазическое – связано с правилами того или иного языка, которым владеет говорящий.
Т.о., по Выготскому, мысль рождается из некоторого конфликта, решает какую-то задачу (как выразить ту или иную мысль).
Читайте также: