Все фразы звучат без изменений в музыке

Обновлено: 04.11.2024


Двойной мотив, открывающий Пятую симфонию Бетховена.

Фраза - (произносится [f/r'́a/za], греч. φράση — предложение, выражение , см. также строфа) в музыке — понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. Как правило, фраза представляет собой двухмотивное образование и длится 2 метрических такта. Таким образом, простейшая форма фразы это a+a, где буквой обозначен однотактовый мотив. Также для определения фразы используется понятие "тактовый мотив", предложенное Танеевым.

В музыкальном анализе советского и постсоветского пространства фраза не выделяется как элемент музыкального синтаксиса и рассматривается как составной элемент предложения, близкий к мотиву. Большинство фраз имеют природу, близкую к мотиву, и являются чаще всего разновидностью повторного проведения мотива. Для образования фраз существует большое количество композиционных техник, но все они чаще всего сводятся к базовым видам развития музыкального материала:

  • повторение
  • варьирование
  • контраст

Нормативные параметры фразы:

• масштаб — 2 ,4 такта;

• состав — делится на два мотива; две фразы объединяются

• способ членения — первая фраза в предложении заканчивается цезурой, второй фразой завершается предложение,

и потому у неё в окончании — каданс.

Особое значение фраза приобретает в джазовой музыке, а конкретно в импровизации, где она является основным способом музыкальной коммуникации.

В отличие от мотива, фраза может звучать закончено, но в то же время она не образует и не может образовывать самостоятельных музыкальных построений. Похожая аналогия в языке — это сложноподчиненные предложения или деепричастные обороты.

Читайте также: