Время пить херши откуда эта фраза
Обновлено: 21.11.2024
В 90-е годы, когда на российский рынок хлынул огромный поток импорта, одним из самых запоминающихся продуктов (настоящей приметой времени!) стала «Херши-кола». В отличие от давно забытых «Виспы», «Туплы» и «Вимто», «Херши-кола» вспоминается до сих пор по целому ряду причин.
Во-первых, название. Казалось бы, более неудачного имени для российского рынка придумать сложно, и бренд, созвучный с «хер», обречён на провал. Ничего подобного! Большинство российских покупателей, свято убеждённые в том, что всё импортное априори лучше, чем наше, отнеслось к новинке с пониманием и даже с уважением, а подростковый сленг быстренько сочинил новый фразеологизм: «херши» («херши кола ты мне тут врёшь?»).
Во-вторых, упаковка. В отличие от всех остальных импортных лимонадов, которые продавались в новой для нашего человека пластиковой таре, у бутылок «Херши-кола» было чёрное пластиковое донышко, придававшее им дополнительную устойчивость.
В первые годы открытого рынка, когда привыкшие к сереньким упаковкам, хомо советикус не могли наглядеться на импортное разноцветье, пустые бутылочки из-под «Херши-колы» с яркими этикетками занимали почётное место на кухонных полках между панно из жестяных банок и консервами «Uncle Ben's». А чёрное донышко создавало иллюзию, что в бутылке ещё есть кола!
И в-третьих, это, конечно же, удачный маркетинг. По всем телеканалам с утра до ночи крутили ролик, напоминавший выпуск киножурнала «Ералаш», в котором снялся один из его самых ярких артистов — рыженький Саша Лойе.
Та самая реклама
По сюжету, учитель математики с лицом зомби (сразу видно, садист, работающий в школе по призванию), оглашает результаты контрольной по алгебре. На доске написано «Сидоров-кассир» (отсылка к древнему юмористическому номеру Виктора Ильченко и Романа Карцева).
Главный герой — Сидоров имеет вид типичного раздолбая. Этакий русский Барт Симпсон, который не снимает тёмные очки даже в классе и позволяет себе слушать плеер и пить лимонад на уроке. Само собой, на результаты контрольной ему наплевать. Когда учитель доходит до его фамилии, Сидоров его даже не слышит. Но он получил тройку, а значит жизнь продолжается! Сидоров вскакивает, делает несколько взмахов руками и протягивает в экран бутылку: «Херши-кола, вкус победы!».
Новое время принесло новые ценности. Если ещё совсем недавно идеалом школьника в России был отличник, пионер и спортсмен, а Сидоровы высмеивались, как «слабое звено», то теперь «победой» было даже получение тройки, ведь не ради же школы мы живём! В обществе потребителей жизнь — это развлечение, с неприятными обязанностями вроде учёбы и работы. И именно раздолбайствующий Сидоров, а не отличник в очёчках стал героем лихих 90-х! Так что когда сегодня мы удивляемся, откуда же взялось столько взяточников, коррупционеров и других, выражаясь языком политиков высшего эшелона, «правовых нигилистов», стоит иной раз оглянуться назад и сказать «спасибо» постсоветской рекламе за «правильное» воспитание детей.
В наши дни вы не найдёте «Херши-колу» в магазине. Есть только традиционные кока- и пепси-кола, а также 100500 всевозможных отечественных кол, пугающих надписями: «противопоказано больным фенилкетонурией». Так откуда же к нам попала «Херши-кола» и почему исчезла?
Кусочек Глоточек истории
Название голландского завода безалкогольных напитков «Herschi» происходит от имени его основателя Хермана Шиффера (Herman Schiffer), инициалы которого и дали название торговой марке. Бренд, основанный в 70-х, никогда не был крупным, позиционируясь, как более дешёвая альтернатива продукции супергигантов Coca-Cola, PepsiCo и Minute Maid, прочно занявших европейский рынок после войны. Напитки производились в городке Хунсбрук, откуда развозились по стране. Фирма «Herschi» сотрудничала лишь с несколькими торговыми сетями (в основном, с сетью «Hero») и потому не была известна широкому европейскому потребителю.
Внезапное открытие рынка СНГ, на котором отсутствовали почти все виды собственных товаров, стало настоящим подарком для Herschi! В те незабвенные времена любые продукты с яркой упаковкой расхатывались в России просто на ура (если, конечно, они были импортными). После серенького советского однообразия все они были в новинку, и особой разницы между американской и голландской колой типичный российский покупатель не видел (тем более, что продукция Herschi обеспечивала вполне достойное качество).
Импортом «Херши» в Россию занималась полукриминальная фирма «Союзконтракт» (она же завозила приснопамятный спирт «Royal» - всё из той же Голландии). В начале 90-х её оборот исчислялся миллионами долларов, и она вполне могла себе позволить яркие и запоминающиеся рекламные ролики на ТВ. Помимо рекламы с Сашей Лойе, «Херши-колу» рекламировал сам Евгений Кафельников - на тот момент популярнейший теннисист России!
Ассортимент
Помимо собственно колы, в ассортименте были «Herschi Cola Light», «Herschi orange», «Herschi lemon» и «Herschi citron» - как альтернатива диетической коле, «Фанте» и «Спрайту», а также менее распространённый «Herschi grenadine» и горьковатый «Herschi tonic», похожий по вкусу на «Schweppes».
В Нидерландах продавались также «Herschi pub» (с лимонным экстрактом), «Herschi sinas» («оранжевый» - с ароматом апельсина) и «Herschi cassis» (с ароматом чёрной смородины). Помимо прохладительных напитков, завод Herschi выпускал сиропы.
К сожалению, в 80-х и начале 90-х информацию о пищевой ценности указывали далеко не все производители. Даже имея на руках большую выборку этикеток, установить калорийность напитков Herschi нам так и не удалось. Поэтому в рейтинге Вкуса детства «Херши-кола» участвовать не будет.
Закрытие Херши
Вслед за утратой российского рынка, последовала утрата и местного. Торговая сеть «Hero», которая была основным контрагентом «Херши», теперь выпускала лимонады и другие продукты под своей маркой и в партнерстве больше не нуждалась. В 1999-м году завод «Herschi» поглотила голландская пивоваренная компания «Bavaria». Это позволило ей удвоить производство прохладительных напитков, однако по условиям сделки, все права на торговую марку «Herschi» остались за прежним владельцем, и потому новые лимонады выпускались под другими именами.
Эпилог
Несмотря на то, что с начала 90-х пищевые технологии в России проделали долгий путь, серьёзного местного производителя, который выпускал бы колу, не уступавшую по качеству американской, так и не появилось. Вся российская кола, которая имеется сейчас на рынке, относится или к сегменту «эконом», который сильно уступает по качеству, или к более дорогим напиткам, из-за своей цены имеющим ограниченный спрос. При всём разнообразии отечественных прохладительных напитков (и их прекрасном качестве), своей «херши-колы» у нас пока так и не появилось.
Читайте также: