Во фразе и ильфа и е петрова аппетит уходит во время еды используется стилистический прием
Обновлено: 04.11.2024
Объектом исследования в данной работе стал роман «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова. И это не случайно, так как предметом нашего исследования являются элементы экспрессивного синтаксиса, характерные для языка произведений этих авторов.
Писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров - мастера каламбура. Довольно частый языковой прием, который они используют - разрушение семантической и лексико-стилистической норм сочетаемости слов. Неологизмы - распространённое явление в их сатирической публицистике. Соавторы часто обыгрывают либо переделывают известные фразеологические обороты, полностью меняя их смысл. Используя возможности русского синтаксиса, Ильф и Петров прибегают к открытым присоединительным конструкциям, нарушают нормы управления, применяют синтаксический параллелизм. С точки зрения языка, следует также отметить, что Ильф и Петров в целом стремились к чистоте и грамматической правильности русского языка, отбрасывая из него все искажения. Из художественных приёмов Ильфа и Петрова можно выделить наиболее часто употребляемые: иронию, юмор, комический алогизм, ироническое сопоставление, повторы. Тропы, используемые сатириками, поражают своей оригинальностью. Авторы включают тропы в состав синтаксических конструкций, которые уже сами по себе являются выразительными, несут в себе экспрессию. Например:
Остап со стоном сорвал балахон, бросил его на лед и устремился дальше. Теперь обнаружилась шуба, великая, почти необыкновенная шуба, едва ли не самое ценное в туалете Остапа. Шуба была двойная – подбита уникальными чернобурыми лисами, а крыта неподдельным котиком. Воротник был шит из соболей. Удивительная это была шуба! Супершуба с шиншилловыми карманами, которые были набиты медалями за спасение утопающих, нательными крестиками и золотыми мостами, последним достижением зубоврачебной техники.
В приведенном отрывке сочетаются синтаксические средства экспрессии – параллелизм синтаксического строения, однородные члены, создающие градацию в сочетании с сарказмом в описании шубы (необыкновенная, удивительная, супершуба). Сарказм усилен использованием частиц с семантикой недостоверности(почти, едва ли не) и перечнем вещей, находящихся в кармане Остапа, не сочетающихся с шикарным видом шубы (медали за спасение утопающих, нательные крестики, золотые мосты – последнее достижение зубоврачебной техники).
Из фабричных труб грянет дым. А потом, подпрыгивая отзлости, на ночныхстоликах зальются троичным звономмириады будильников (фирмы «Павел Буре» - потише, треста точной механики - позвончее) и замычат спросонок советскиеслужащие, падая с высоких девичьих кроваток.
Экспрессию в данном фрагментесоздают неспецифические (не имеющие экспрессию вне контекста) синтаксические конструкции: сложносочиненное предложениесперечислением последовательных действий, деепричастные обороты, имеющиедополнительнуюпредикацию, а также специфическая (имеющая экспрессию вне контекста) конструкция- вставкас неполнымипредложениями (фирмы «Павел Буре» - потише, треста точной механики - позвончее). В структуру этих конструкций включенытропы, которые усиливают изобразительную функцию экспрессии: парадоксальное сочетание слов, неожиданное, расходящееся с логикой (грянет дым);гипербола (мириады будильников), усиливающая художественное впечатлениеот описания утра; ирония (падая с высоких девичьих кроваток), скрытая насмешка над просыпающимся советскимслужащим.
Экспрессивность – семантическая категория, придающая речи выразительность за счет взаимодействия всодержательной сторонеязыковой единицы, высказывания, текста, оценочного и эмоционального отношениясубъекта речи к тому, что происходит во внешнем иливнутреннемдля него мире.
Категория экспрессивности на синтаксическом уровне, как мы уже отмечали выше,может выражатьсяразличными языковыми средствами, которые мы разделили на три группы:
1) средства субъективной модальности, выражающие не только отношение говорящего к сообщаемому, но и передающие экспрессию.
Средства формированияи выражениясубъективно-модальных значенийвесьма разнообразны: этои интонационные конструкции, и конструкции грамматические, и лексические средства, определенным образом взаимодействующиес интонацией и словорасположением; частицы, вводные слова и группы слов, междометия и др. Специфическим качествомвсей системы средств выражения субъективно-модальных значенийявляется то, что все эти средства, как правило, выступают в тесном взаимодействии друг с другом;
2) нейтральные синтаксические средства, которыев контекстных условиях обладают определенной степенью экспрессии;
3) специальные синтаксические конструкции, являющиесясредствами выразительностии экспрессивности.
В каждой группе мы выделили переченьосновных способовсоздания экспрессии, которые мы подробно рассмотрим далее.
Остановимся на описании первой группы синтаксических средств экспрессии.
1.Средства субъективной модальности, выражающие не только отношение говорящего к сообщаемому, но и передающие экспрессию.
Далее представим наиболее часто встречающиесясредства выражения субъективной модальности в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
Различные субъективно-модальные значения выражаютсяповторением в предложении одного и того же слова. Такие повторы – лексически неограниченные могут быть союзными и бессоюзными.
- Я не виноват! – запищал Лоханкин, вырываясь из рукбывшего князя, а ныне трудящегося Востока.
- Все не виноваты! – бормотал Никита Пряхин, придерживая трепещущего жильца.
- Я же ничего такого не сделал!
- Все ничего такого не сделали.
- У меня душевная депрессия
- У всех душевная.
В данном примере экспрессия создается повтором одного слова (виноват – виноваты; душевная – душевная) или целых конструкций (Я же ничего такого не сделал – Все ничего такого не сделали). Такой прием в приведенном отрывке способствует экспрессивному усилению, нагнетанию вины Лоханкина.
Приведем примеры бессоюзных и союзных повторов как приема экспрессии:
а) бессоюзное повторение одногои того же слова, означающее акцентированиев сочетании с временными характеристиками. Например:
- Идите к чертовойматери со своим«студебеккером»! – заорал Остап.Кто он такой Студебеккер? Это ваш родственник Студенбеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы пришли к человеку? Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «лорен-дитрихом», а он морочит голову! «Студебеккер».
Повторение слова студебеккер в этом фрагменте употребляется для экспрессивного усиления раздражения, возмущения говорящего. Повтор усилен риторическими вопросами.
Ночь, ночь, ночь лежала над всей страной.
Лексический повтор – количественное усиление характеристики речевой ситуации.
Следует отметить, что экспрессию могут создавать целые конструкции, в определенных контекстных условиях приобретающие экспрессивное значение именно при бессоюзии. Например:
Александр Иванович, подвижник, сознательно изнурявшийсебя финансовыми веригами, запретивший себе прикасатьсяко всему, что стоит дорожеполтинника, и в то же время раздраженный тем, что из боязни потерять миллионы он не может открыто истратить ста рублей.
Экспрессивное описание характера человека, его личности, с помощью бессоюзного ряда однородных членов: приложения (подвижник), причастных оборотов (сознательно изнурявшийсебя финансовыми веригами, запретивший себе прикасатьсяко всему) – создает синтаксическую конструкцию с дополнительной предикацией.
б) союзные повторы - чаще всего с союзомИ.
- Другой бы на его местекарьеру сделал, - говорили и Сахаров, и Дрейфус, и Тезоименицкий, и Музыкант, и Чеважевская, и Борисохлебский, и Лапидус – младший, и старый дурак Кукушкинд, и даже бежавший в сумасшедший дом бухгалтер Берлага, - а это -шляпа!
В рассматриваемом примере использован ряд однородных членов с нарастающим значением перечисления множества лиц, объединенных одним мнением. Эта градация усилена повторяющимся союзом И, а в конце сочинительного ряда – соединением союза И с выделительной частицей ДАЖЕ, что свидетельствует о присоединительном значении последнего компонента однородного ряда. Всё вместе создает экспрессию через градацию.
Разные люди сидели в вагоне – ресторане:и провинциал из Нью-Йорка мистер Бурман, и канадская девушка, прибывшая из-за океана только за час до отхода литерного поезда и поэтому еще очумело вертевшая головой над котлетой в длинной металлической тарелочке, и японский дипломат, и другой японец, помоложе, и господин Гейнрих, желтые глаза которого почему-тоусмехались, и молодой английский дипломат с тонкой теннисной талией,и немец – востоковед, весьма терпеливо выслушавший рассказ проводника о существовании страшного животногос двумя кочками на спине, и американский экономист, и чехословак, и поляк, и четыре американских корреспондента, в том числе пастор, пишущий в газете союзахристианских молодых людей, и стопроцентная американка из старинной пионерской семьи с голландской фамилией, которая прославилась тем, что в прошлом году отстала в Минеральных Водах от поезда и в целях рекламынекоторое время скрывалась в станционном буфете, и многие другие.
Данный пример представляет собой ряд однородных членов с распространениемсо значением перечисления разных людей, которые сидели в вагоне-ресторане. Это перечисление усиливается повторяющимся союзомИ.
Во всех приведенных примерах многосоюзие как средство экспрессивности имеет количественное значение, создавая гиперболизациюповествования;
в) особую группу повторов создают анафоры – единоначатие.
А теперь я хожу и не узнаю нашегоЧерноморска. Где это все? Где частный капитал? Где первое общество взаимного кредита? Где товарищество на вере? Где акционерныекомпании со смешанным капиталом? Где это все? Безобразие!
В данномпредложении используетсяповтор вопросительного наречия где, которое фиксирует внимание читателя, подчеркивает важнейшие мысли героя.Напряженность речиусиливают риторические вопросы и восклицания.
Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет! Здесь еще летает догорающая жар-птица, и людям нашей профессии перепадают золотые перышки. Здесь сидит еще на своих сундуках кулак кощей, считавший себя бессмертным и теперь с ужасом убедившийся, что ему приходит конец.
В рассматриваемом примеремы наблюдаем, повторение наречия ЗДЕСЬ,которое,повторяясь, создает градацию,усиливает напряженностьмысли героя. При этомв предложениииспользуются элементы сказочного стиля. Каждое предложение заканчивается риторическим восклицанием,что подчеркивает выразительность речи героя.
Да и мог ли он помнить о такихмелочах быта, когда ушла жена, когда осталсяон без копейки, когда не было еще точно уяснено все многообразиезначения русской интеллигенции? Мог ли он думать, что жалкий бронзовый светишко восьмисвечовой лампы вызовет в соседях такое большое чувство?
В данном фрагменте экспрессию в сложноподчиненном предложениисоздает анафорический повтор союза КОГДА при однородным подчинении придаточных,а также анафорический повторМОГ ЛИ. Все это подчеркиваетнарастаниенапряжения ситуации в сочетании опять же с риторическим восклицанием.
Еще аналогичный пример:
Может быть, мы с приятелем желаем совершить деловую поездку? Может быть, мы желаем именно эх – прокатиться?
2)следующая группа средств выражения субъективной модальности в сочетании с экспрессивной окраской повествования, которая не менее часто встречается в тексте, – построения с междометиями:
- О! - сказал Остап. – Там внутри есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы…
МеждометиеО! - выражает реакцию героя на какое-тособытие, в данном случае – восторг. Междометие как средство экспрессии здесь сочетается с недосказанностью (многоточие в конце предложения).
- Ах, как нехорошо! - подумал посетитель, который и сам не знал имени своего отца.
В данном построении используетсямеждометие АХ, которое участвует в выражении значения негативной оценки.
- Эй, вы, херувимы и серафимы!- сказал Остап, вызывая врагов на диспут. - Бога нет.
Междометие ЭЙ, выражает волеизъявление героя, а именно – зов.
Можно также отметить глагольные междометия, передающие значение мгновенного действия:
«Бамм! – ударили часы.
«Бамм! Бамм! – били часы.
«Бамм!- ударили часы в четвертый раз.
Встречаются в тексте и нечленимыемеждометные предложения:
- Ах тыбоже мой!- застонал старик. Царица небесная! Опять маху дал. Слышишь, Зосинька? Маху дал. Что же теперь делать?
Использование производныхнечленимых междометных предложений связано свыражением чувств героя – сожаление, разочарование, досада. В предложении также используется риторический вопрос и повтор;
3) построения с модальными частицами:
Лоханкинзащищался с таким отчаянием, словно бы его собирались кастрировать.
Модальная частица СЛОВНО БЫ выражает отношение к действию и является сравнительной со значением нереального сравнения.
-Дай-кось, я попробую, - сказал он, занося руку. – Надаю ему лозанов по филейным частям.
В этом примеремодальная частица ДАЙ-КОСЬ относится к сфере волевого проявления.
Ну и дела! -вздохнул Балаганов.
Модальная частица НУ И ДЕЛА выражает удивление героя.
Рассмотримсоставследующей группысинтаксических средств экспрессии.
1.Нейтральные синтаксические средства, которые в контекстных условиях обладают определенной степеньюэкспрессии. Например:
1) сочинительные ряды впростом предложении, в сложноподчиненном предложении. Например:
Какого же было удивлениеревизоров, когдаони не обнаружили в магазине ни муки, ни перца, ни мыла хозяйственного, ни корыт крестьянских, ни текстиля, ни рису.
В данном примере представлен ряд однородных членов со значением перечисления отсутствующего товара в магазине, последовательное нанизывание которых создаетнагнетание (градацию) с помощью сочинительного союзаНИ. Парадокс заключается в том, что в магазине было совершенно пусто, но читатель понимает это только к концу большого списка отсутствующих товаров: большое количество в данном случае обозначает ноль, пустоту.
Паниковскийочень взволновался, выпросил у командоратри рубля, сбегал в банюи всю ночь потом чистился и скребся, как солдат перед парадом.
В представленном примере количественная характеристика героя переходит в качественную оценку его действий: интенсивность действийгероя подчеркнута сочинительным рядом однородных сказуемых (выпросил, сбегал, чистился, скребся).
Вся щекотливость заключалась в том, что немое кино уже не работало ввиду наступления эры звукового, а звуковоееще не работало по причине организационных неполадок, связанных с ликвидацией эры немого кино.
В данном примере сочинительный ряд представлен в сложноподчиненном предложении в сочетании однородных придаточных с изъяснительным значением, связанных сопоставительным союзом А. Антитеза – сопоставление контрастных понятий – усилена здесь употреблением антонимичных наречий (уже – еще);
2) использование в описании внешности сравнительного оборота. Например:
Седок, пожилоймужчинас висячим, как банан, носом, сжимал ногами чемодан и время от времени показывал своему собеседнику кукиш.
В данном предложениисовмещеныразные типы текста: повествование (Седок пожилоймужчина, сжимал ногами чемодан, показывал своему собеседнику кукиш) и сравнительный оборот (с висячим, как банан, носом) в описаниивнешности мужчины. В целом конструкция представляется экспрессивной.
От горя борода его разошлась, каквеник.
Сегодня, наконец, он решил объявить Зосе о своих чувствах и предложить свою руку, где бился пульс, маленький и злой, как хорек, и свое сердце, стянутое сказочными обручами.
Далее представим описание третей группы экспрессивных синтаксических средств, выделенных нами.
3. Специальные синтаксические конструкции, являющиеся средствами выразительности и экспрессивности:
1) именительный представления. Конструкции с именительным представления (или темы) используются с целью вызвать предварительное представление о предмете, лице, привлечь к нему внимание.
Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка!
Первая часть предложенияназывают предмет любви героя (гусь), а во второйчастипредложенияон приобретает разные обозначения (эту птицу, дивная жирная птица, Крылышко! Шейка! Ножка!).При этомвыразительность речи героя достигается использованием риторических восклицаний.Таким образом,автор создает комический образ героя с его пристрастиями к мясу птицы;
2) парцелляция, которая используетсякак особый стилистический прием, позволяющий усилитьсмысловые иэкспрессивные оттенки значений.Например:
И, тоскливо поглядывая на плакаты, призывающие граждан выполнить пятилетку в четыре года, Хворобьев с раздражением повторял:
- Вывести! Из состава! Примкамера!В четыре года! Хамская власть!
Членение предложения, при котором высказывание героя реализуетсяне в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующие одна за другой послевосклицательного знака.
- Подождите меня, не спешите. Я старый, я больной, мне плохо. Гусь! Ножка! Шейка! Фемина. Жалкие, ничтожные люди.
Членение предложениясопровождается восклицаниями, а прерывистость речи – многоточием.
« А может быть, так надо, - думал он,- может быть, это искупление, и я выйду из него очищенным? Не такова ли судьбавсех стоящих выше толпы людей с тонкой конституцией? Галилей, Милюков, А.Ф. Кони. Да, да, Варвара права, так надо!»
В данном примере формавопросительныхпредложений, выделяетсяв эмоциональноми интонационномотношении на фоне авторского повествования. Экспрессивность выражается такжеиспользованием вводной конструкцииМОЖЕТ БЫТЬ, которая передаетсостояние сомнениягероя;
4) многоточие, котороепозволяет авторупередать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающиедушевное волнение говорящего.Например:
- Какие там сорок шесть рублей! – страшным голосом сказал вдруг Александр Иванович, подымаясь во весь рост. – У меня…мне…
- Вот дура! Нашла, кому рассказывать. Дали бы мне этот миллион, уж я бы…
Незавершенность фразы в данном примере дает возможность читателю самостоятельно домыслить, что бы они сделали, если у них был бы миллион. Экспрессию усиливают восклицательные предложения.
1. Средства субъективной модальности, выражающие не только отношение говорящего к сообщаемому, но и передающие экспрессию:
сочинительные ряды впростом предложении, в сложноподчиненном предложении;
использование в описании сравнительного оборота.
2.Специальные синтаксические конструкции, являющиеся средствами выразительности и экспрессивности:
именительный представления. Конструкции с именительным представления (или темы) используются с целью вызвать предварительное представление о предмете, лице, привлечь к нему внимание;
парцелляция, которая используетсякак особый стилистический прием, позволяющий усилитьсмысловые иэкспрессивные оттенки значений;
многоточие, котороепозволяет авторупередать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающиедушевное волнение говорящего;
риторические вопросы – одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально- экспрессивных оттенков;
риторические восклицания,которыезаключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи.
Читайте также: