Внешняя форма выражения уровня внутренней культуры человека
Обновлено: 21.11.2024
Цель: Формирование гражданской позиции, нравственной культуры у старшеклассников.
Задачи: 1. Сформировать понятия этика, нравственность, мораль
2. Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.
3. Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.
Оборудование и материалы:
I. Организационный момент.
-Тема нашего занятия: « Культура человека - внешняя и внутренняя».
Эпиграфом нашего занятия я взяла слова А.П.Чехова.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
II. Постановка целей занятия.
-Наверно, понятие «Культура человека для вас не ново». Подумайте, что нового вы сможете узнать сегодня? ( Что такое культура человека? Чем отличаются внешняя и внутренняя культуры? Что является критериями культуры человека. )
- Что вы вкладываете в понятие «культурный человек»?
-Человек, имеющий высокий уровень образования и будучи хорошим специалистом, не умеет себя вести ни в семье, ни на производстве. Можно ли назвать его культурным человеком?
- Когда мы говорим о культуре человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя культура. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.
Этикет (с фр.-«этикетка, надпись, Этика – учение о морали. Мораль,
ярлык»). в свою очередь, с лат. «нравственность».
Под этикетом в широком смысле Мораль или нравственность рассматри-
понимают совокупность правил вают как один из способов регулирования
поведения, касающихся внешнего отношений людей в человеческом
проявления отношения к людям, обществе, то есть поступки людей.
обхождение с окружающими,
формы обращений и приветствий,
нормы поведения в общественных
местах, манеры и одежда.
- Какой вид культуры отсутствовал в приведенном примере?
-В определении присутствует еще два понятия «мораль» и «нравственность».
Справка: Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трёх разных языках. Слово «этика» происходит от греч. Ethos – нрав, характер, обычай. Его ввёл в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека проявляющиеся в его поведении, - такие качества, как мужество, честность, благоразумие, а «этикой» - науку об этих качествах. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. мos (множ. Число mores)? Что означало примерно то же, что entos в греческом – нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль которые стали латинским эквивалентом греческих слов «этический» и «этика». А «нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в ХVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
-Нравственная культура имеет два аспекта: 1)ценности и 2) регулятивы.
-Под ценностями подразумеваются общепринятые нормы поведения. Что бы вы отнесли к ценностям? (Честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, мужество, доброжелательность, справедливость и т. д.)
-Нравственные регулятивы – это правила поведения, ориентированные на указанные ценности. На каждую ценность есть свой регулятив. Например: ценность – «честность», регулятив – «Будь честен!».
-Приведите свои примеры.
-Многие аспекты нравственной культуры мы подробно разберем с вами на последующих занятиях.
2. Нормы жизни в обществе.
-Наступил 2012 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?
-Вы, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.
Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.
В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.
Эти нормы нигде не записаны.
Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.
За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.
3. Групповая работа.
Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
Распивать алкогольные напитки
Не дружить со слабыми
Не платить налоги
Брать чужие вещи
Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?
4. Самооценка нравственных качеств.
Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:
Проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
-Назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.
III. Подведение итогов.
-Ответили ли мы на поставленные вопросы?
Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.
В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн.
"Школа Душевных Наук. Внешний и Внутренний мир человека"
В игровом путешествии закрепить знания о внешнем и внутреннем, «душевном» мире человека.
Внешний и внутренний мониторинг
Динамика качества знаний и уровня обученности по предметам. Мониторинги.
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников.
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Презентация к докладу.
Строение тела человека: внешнее и внутреннее/ Окружающий мир. 3 класс
Окружающий мир. 2-й класс.Тема урока: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.Тип урока: урок открытия новых знаний.Урок построен в ТРКМ.Цель: формировать первоначальные представления детей.
Формирование внешней и внутренней культуры ребенка
"Дети составляют самую красивую, самую звучную и радостную часть общества" А.С.Макаренко.
Читайте также: