Влияние предлогов на смысл высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Цели урока: показать значение предлогов в речи; развивать умение определять значение предлогов; умение анализировать текст; умение обобщать, развивать мысль через доказательство; развитие монологической речи.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с деформированным текстом, таблица – солнышко.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

Актуализация знаний

- Ко мне попали 2странные записки : 1 февраля 10 часов состоится неопределенный урок 7 классе уважением Морфология.

1 февраль 10 час состояться неопределенный урок 7 класс уважение Морфология

- Вы поняли, о чем идет речь? Какая запись более понятная и почему? Обоснуйте свой выбор. ( 1 текст- телеграмма, 2 – набор слов. Указать признаки телеграммы)

- Сформулируйте тему урока, исходя из анализа попавших мне записок

Тема : Роль предлогов в тексте

- Вдумайтесь в значение слова предлог, что нам подсказывает его строение?

От греч. Перед словом. Логос – понятие, учение, мысль, определение, отношение, соответствие по значению словам монолог, диалог.

Предлог как название части речи встречается в словаре И.И. Срезневского с 19века.

- Некоторые ученики иногда пишут предлог слитно, употребляя их в качестве приставки. Что нужно знать,чтобы избежать этой ошибки?

Приставка образует новое слово , а предлог наравне с окончанием образует форму слова , т.е. определяет отношения между частями речи. Выдающийся лингвист Василий Алексеевич Богородицкий называл предлоги «словечками отношений»

- Вдумайтесь в смысл этой фразы, почему именно словечки, а не слова? (не самостоятельная часть речи, маленькие слова, но важные для понимания высказываемого.

Проблемный вопрос: Какова роль предлогов в речи?

- Проведем небольшое исследование и сделаем вывод. Восстановите целостность текста.

Восстановить текст: Мы заждаться настоящий снег эта зима. Этот день комнаты наполняться странный белизна отраженный свет. Так везде: цеха лаборатории, школы, читальные залы…Окраины города голубые кувшины стоять заснеженный сады домики побеленный синька. Прекрасный снег морозец: хрустеть звенеть ноги… Хорошо! А снег солнечный смотреть нельзя - ослеплять.

Текст восстанавливает каждый индивидуально. При выполнении звучит музыка Вивальди «Зима»

Правильный текст: Мы заждались настоящего снега в эту зиму .В этот день комнаты наполнились странной белизной отраженного света. Так везде: в цехах и лабораториях, в школах и читальных залах. На окраинах , как голубые кувшины, стоят в заснеженных садах домики, побеленные синькой. Прекрасен снег в морозец: хрустит и звенит под ногами…Хорошо! А на снег солнечный смотреть нельзя – ослепляет.

Физкультминутка для глаз: 1)зажмурить глаза, сосчитать до десяти; 2)поочередно нарисуем глазами фигуры6 квадрат, круг, треугольник;3) колебательные движения в стороны – 10 раз.

- Перед нами 3 вопроса, на которые нам нужно ответить, а времени мало. Какую форму работы эффективнее использовать, как вы думаете ?(Работа в группах. Если учащиеся не предложат работу в группах, я им «дарю идею» ) Задания на экране. Прочитайте. Всем понятны задания или нужны пояснения?

1. Какие предлоги имеют антонимы? Привести примеры. ( В – на; из – с).

2. Выделить самые употребляемые предлоги в тексте.

3. Какие значения придают предлоги словам, т.е. в какие отношения вступают?

Проверка групповых заданий.

Заполняем табличку – солнышко: в эту – какую? – определительные

в цехах – где? – место

в морозец – когда? - время

на окраинах – где? - пространственные

на снег – на что? – указывают на объект

- Значений, определяемых предлогами, намного больше. С остальными вы поз- накомитесь на следующих уроках и самостоятельно впишете в таблицу.

- Подведем итог: какова роль предлогов в речи?

Вывод: Предлог – служебная часть речи, но очень важная. Без предлога невозможно существование текста, так как предлог связывает слова в предложении по смыслу, что является одним из признаков текста.

Читайте также: