Виды речевой деятельности по цели высказывания
Обновлено: 04.11.2024
Цель: познакомить с основными видами речевой деятельности.
предметные: получение представлений об основных видах речевой деятельности;
метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;
личностные : создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям.
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-Что такое деятельность? Виды деятельности.
-Общение может быть деятельностью?
-Попробуем составить модель общения.
-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?
-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)
- Если связать слова «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока?
(Речевая деятельность)
-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)
- Тогда уточним тему урока. Виды речевой деятельности.
Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: познакомиться с основными видами речевой деятельности.
Работа со статьей учебника (с.175) (Гусарова И.В. Русский язык: 10 класс)
Назвать виды речевой деятельности.
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.
Проблемная ситуация
-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?
К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» -спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не только красиво говорить, но и слушать.)
Прослушайте в исполнении ребят беседу героев знаменитого писателя эпохи Возрождения, жившего в Нидерландах в XVI веке, Эразма Роттердамского, описанную в его известных «Разговорах запросто».
-Слушают ли участники этой истории друг друга?
-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?
-Почему они возникают?
Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.
Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.
Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!
Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.
Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.
Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.
Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?
Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.
Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!
Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.
Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.
( возвратиться к вопросам)
- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)
Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.
(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)
- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?
Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо
-хорошо разобраться в теме высказывания;
-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;
- чётко сформулировать её;
В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)
Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.
Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.
Перебивает собеседника, как только представиться случай.
Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).
Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.
Рассматривает тему как скучную и неинтересную.
Улавливает только факты и не понимает главной идеи.
Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.
Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.
Резко, категорично выражает свое мнение.
Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.
Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.
Сделаем вывод.
Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.
Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.
Проблемная ситуация
«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
-Как вы понимаете эти слова?
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.
Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.
Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки.
(С.Соловейчик «Час ученичества»)
Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений
1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.
А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.
Кто же у нас умеет читать? Почему задание оказалось трудным? Чему мы должны учиться?
Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.
Работа со статьей учебника «Основные способы чтения».
Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:______________________________________________________________________
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________________________________________________________________
Для справок: чтение- просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.
Вернемся к тексту о Коменском.
-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?
Письмо как вид речевой деятельности.
Письмо – это( продолжить)
Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)
Что? Для кого? Для чего?
Задания на выбор:
Какой вид речевой деятельности для меня самый трудный и почему? (советы самому себе)
Почему для создания хороших текстов нужно уметь хорошо слушать, хорошо читать и хорошо говорить? (рассуждение о связях всех видов речевой деятельности)
Французский философ-гуманист Мишель де Монтень высказал свое мнение о хорошей речи: «Речь, которую я люблю, это бесхитростная, простая речь, такая же на бумаге, как и на устах; речь сочная, острая, каждый кусок ее должен выполнять свое дело». А какую речь любите вы и почему, обоснуйте?
Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, дабы дурь видна была каждого. ( ПетрI )
О каком виде речевой деятельности здесь говорится? Как сделать так, чтобы дурь не была видна?
Читайте также: