Виды речевой деятельности по цели высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Цель: познакомить с основными видами речевой деятельности.

предметные: получение представлений об основных видах речевой деятельности;

метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;

личностные : создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)

- Если связать слова «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока?

(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

- Тогда уточним тему урока. Виды речевой деятельности.

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: познакомиться с основными видами речевой деятельности.

Работа со статьей учебника (с.175) (Гусарова И.В. Русский язык: 10 класс)

Назвать виды речевой деятельности.

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» -спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не только красиво говорить, но и слушать.)

Прослушайте в исполнении ребят беседу героев знаменитого писателя эпохи Возрождения, жившего в Нидерландах в XVI веке, Эразма Роттердамского, описанную в его известных «Разговорах запросто».

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.

Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.

Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.

( возвратиться к вопросам)

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

Перебивает собеседника, как только представиться случай.

Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

Резко, категорично выражает свое мнение.

Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

-Как вы понимаете эти слова?

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки.

(С.Соловейчик «Час ученичества»)

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.

Кто же у нас умеет читать? Почему задание оказалось трудным? Чему мы должны учиться?

Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.

Работа со статьей учебника «Основные способы чтения».

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:______________________________________________________________________

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________________________________________________________________

Для справок: чтение- просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Вернемся к тексту о Коменском.

-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Задания на выбор:

Какой вид речевой деятельности для меня самый трудный и почему? (советы самому себе)

Почему для создания хороших текстов нужно уметь хорошо слушать, хорошо читать и хорошо говорить? (рассуждение о связях всех видов речевой деятельности)

Французский философ-гуманист Мишель де Монтень высказал свое мнение о хорошей речи: «Речь, которую я люблю, это бесхитростная, простая речь, такая же на бумаге, как и на устах; речь сочная, острая, каждый кусок ее должен выполнять свое дело». А какую речь любите вы и почему, обоснуйте?

Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, дабы дурь видна была каждого. ( ПетрI )

О каком виде речевой деятельности здесь говорится? Как сделать так, чтобы дурь не была видна?

Читайте также: