Виды предложений по цели высказывания урок в 11 классе
Обновлено: 04.11.2024
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Распознавать виды предложений по цели высказывания: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Закрепить умение работать с разными видами предложений по цели высказывания: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию из других областей знаний
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Основные методы обучения:
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Виды предложений по цели высказывания
1 этап. Организационный .
Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
- Доброе утро, ребята. Я очень рада встретиться с вами. Думаю, вы тоже рады встрече со мной и со своими друзьями. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу хорошее настроение, пожелайте добра, счастья. И с этого позитивного настроения мы начнем наш урок.
2 этап. Актуализация знаний.
1.Учитель: Вот уже несколько уроков мы с вами говорим о видах предложений по цели высказывания. Сегодня мы завершаем наш разговор. Итак, тема сегодняшнего урока: «Виды предложений по цели высказывания» (1 слайд). Попробуем вместе сформулировать цели , которые вы ставите перед собой на этом уроке. (Цели записываются на бумажных снежинках). Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей» (ёлочка).
Дети предлагают цели:
- Повторить знания по теме «Виды предложений по цели высказывания»;
- Распознавать виды предложений по цели высказывания;
-Использовать виды предложений по цели высказывания в речи;
Ученики размещают на «дереве целей» снежинки, которые символизируют цели урока.
2. Повторение изученного материала . Один из подготовленных учеников проводит опрос и оценивает знания учащихся (оценка аргументируется).( 2 ,3 слайд )
- В каком разделе русского языка мы работаем? (Синтаксис)
-Дайте определение этому разделу (Синтаксис- это раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение).
-Что такое предложение? Назовите основные признаки предложения. ( Предложение – основная единица языка, обладающая интонационной и смысловой законченностью.)
-Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Дайте определение каждому виду. (Повествовательные – о чем-то сообщают, повествуют; Вопросительные – содержат вопрос; Побудительные – содержат приказ, совет, просьбу)
Дети оценивают работу ученика, проводившего опрос (оценка аргументируется).
3 . Определите вид предложения по цели высказывания (4 слайд)
1.Что может быть тише падающего снега?
2.Вчера весь день падал снег и принес с небес тишину.
3.Вслушайтесь в тишину падающего снега.
4 Разминка (5 слайд)
По цели всегда различай предложения:
Вопрос - в вопросительном,
А в побудительном – просьба, совет.
5 Рефлексия. Учитель: Скажите, пожалуйста, что мы сделали на этом этапе урока? ( Повторили изученный материал). Значит, мы реализовали первую цель. Снимаем одну снежинку с «дерева целей».
3 этап. Закрепление информации
1.Работа по цепочке. Определите вид предложения по цели высказывания, аргументируйте ответ.
1.Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка… (Сергей Есенин)
Околдован, лес стоит… (Федор Тютчев)
3А нынче… погляди в окно: (Александр Пушкин)
4.Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит; (Александр Пушкин)
5.Где сладкий шепот
Моих лесов? (Евгений Баратынский)
6.Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло. (Александр Твардовский)
7. Снег летит – гляди и слушай! ( Н. Рубцов)
8.Мороз и солнце; день чудесный! (Александр Пушкин)
9.Еще ты дремлешь, друг прелестный(Александр Пушкин)
10.Пора, красавица, проснись… (Александр Пушкин)
11. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна… (Сергей Есенин)
12.Мама! глянь-ка из окошка… (Афанасий Фет)
13.) Зачем, тоскуя,
Метели лёт? (Евгений Баратынский)
14.Сегодня – посмотри! –(Николай Некрасов)
15.Как розовые яблоки,
На ветках снегири. ( Николай Некрасов)
2.Работа в группах. Исследовательская работа. (6 слайд)
Учитель: А сейчас проведем исследовательскую работу. Работаем в группах. 1 группа работает с учебником литературы, 2 группа с учебником природоведения, 3 группа с правилами для учащихся. Определите в группах того, кто будет выступать от имени всей группы.
Задания для 1 группы: текст из учебника природоведения.
Какого стиля текст, анализируемый вами?
Какие предложения по цели высказывания есть в данном тексте? Приведите примеры
Задания для 2 группы: отрывок из произведения Н.Некрасова «Крестьянские дети».
1.Какого стиля текст, анализируемый вами?
2.Какие предложения по цели высказывания есть в данном тексте? Приведите примеры
Задания для 3 группы: правила для учащихся.
1.Какого стиля текст, анализируемый вами?
2.Какие предложения по цели высказывания есть в данном тексте? Приведите примеры
Правила поведения на зимних каникулах.
4.2. В случае гололёда не спешите при ходьбе, не обгоняйте прохожих. При падении старайтесь упасть на бок, не хватайтесь за окружающих.
4.3. Во время катания на горках и катках, будьте предельно внимательным, не толкайтесь, соблюдайте правила техники безопасности:
4.3.1.Соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м при спусках с горы – не менее 30 м; при спуске с горы не выставляйте вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливайтесь у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками; немедленно сообщите взрослым (родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения; во избежание потертостей ног не ходите на лыжах в тесной слишком свободной обуви.
4.3.2. Во время катания на коньках старайтесь обходить тех, кто плохо катается. При падении держите руки ближе к телу и пытайтесь как можно быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают» дуги и пируэты спиной вперед, столкновения с ними не исключены. По неписаному правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
4.4. Находясь у водоёмов, не ходите по льду (лед может оказаться тонким).
4.5.Используйте бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила пожарной безопасности и инструкцию по применению.
4.6. Играя в снежки, не метьте в лицо и в голову.
4.7. Не ходите вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.
3 Рефлексия. Учитель: Что мы сделали на этом этапе урока? Какую цель реализовали? (Распознавать виды предложений по цели высказывания) Снимаем с «дерева целей» еще одну снежинку.
4.Физкультминутка
А кругом зима, мороз
Нам пощипывает нос.
Мы похлопаем в ладоши
И согреемся немножко.
А теперь попляшут ножки
По заснеженной дорожке.
5. Творческая работа. Работа по рядам. (7Слайд)
Учитель: Сегодня у нас в гостях ещё одно чудесное дерево. Перед вами картина И. Грабаря «Февральская лазурь». (Лазурь- один из оттенков голубого. Небесная лазурь.) Работаем по рядам. 1 ряд составляет побудительные предложения по картине. 2 ряд – вопросительные предложения. 3 ряд - повествовательные предложения.
Посмотрите на картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Обратите внимание на березу на переднем плане картины. Рассмотрите задний план. Поделитесь вашими чувствами, которые возникли у вас, глядя на эту картину.
Вопросы к картине.
1.Почему картина «Февральская лазурь» так называется?
2.Какой февральский день изобразил художник?
3.Есть ли на небе облака, какого они цвета вверху и на горизонте?
4.Много ли снега, какого он цвета на солнце и в тени?
5.Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке берёзы?
6. Что можно сказать о других берёзах?
7.Что виднеется на горизонте?
Художник изобразил чудесный зимний день. На опушке леса лежит снег. Еще холодно, но солнышко уже пригревает довольно сильно. Воздух свеж и чист, снег серебрится в лучах солнца. Около берёз полегли сиреневатые тени.
На переднем плане картины художник изобразил могучую березу с толстым изогнутым стволом. Ветви у берёзы раскидистые, внизу толстые, мощные; на макушке висят коричневатые пожухлые листочки.
На заднем плане видна одна старая береза и много молодых. Ветви берёз сплелись между собой. Их переплетение напоминает причудливый морозный узор на стекле. Сквозь берёзовые ветви проглядывает ясное лазоревое небо. Кажется, что до него очень далеко. Художнику хорошо удалось передать глубину и бездонность неба. На горизонте виднеется рощица молодых березок.
Мне понравилась эта картина потому, что автор смог передать всю красоту зимнего леса.
6.Работа в парах.
Переделайте предложения в другие предложения по цели высказывания.
Серебристый иней осыпается легкими хлопьями.
Преобразуйте предложение в другие виды предложений по цели высказывания.
Спят ли зимой медведи в берлоге?
Преобразуйте предложение в другие виды предложений по цели высказывания.
Почти из-под ног выскочит заяц-беляк.
Преобразуйте предложение в другие виды предложений по цели высказывания.
На дворе играет буря.
Преобразуйте предложение в другие виды предложений по цели высказывания.
Свищет ли ветер на улице?
Преобразуйте предложение в другие виды предложений по цели высказывания.
Сережа, беги скорей гулять.
Преобразуйте предложение в другие виды предложений по цели высказывания.
Поиграй, веселая вьюга.
7.Рефлексия. Учитель. Что мы сделали на этом этапе урока? Какую цель реализовали? (Использовать виды предложений по цели высказывания в речи). Снимаем с «дерева целей» еще одну снежинку. Посмотрите на наше дерево. На нем не осталось ни одной снежинки. Мы реализовали все цели урока. Мы – молодцы. Похлопаем друг другу в ладоши.
5 этап. Рефлексия.
1.Дполните предложения, относящиеся к теме нашего урока. (8 слайд)
Примерные ответы:
Я знаю, что предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я знаю, как различать предложения по цели высказывания.
Я знаю, зачем используются предложения по цели высказывания.
2 . Учитель: Оцените свою работу на уроке. Аргументируйте оценку. ( Детям раздается самоклеющаяся бумага, где они ставят себе оценку и аргументируют ее. 2-3 ученика делятся впечатлениями. Весь класс вывешивает оценки на определенный стенд.)
6 этап. Домашнее задание
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая еще тема, кроме основной, присутствовала на уроке? (тема «Зима») Домашнее задание: написать небольшое сочинение о зиме, использовать повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
1.Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС
2.Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
3.Организация и оценка современного урока
5.Шемякина Е.В.Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе
Читайте также: