Виды предложений по цели высказывания 5 класс
Обновлено: 04.11.2024
Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.
1.Орг.момент. Активизация внимания.
На доске картина.
- Ребята, вспомните наш урок, который был вчера. Кто из вас может сказать, почему я спросила, любите ли вы фотографировать?
- Если бы у вас была сейчас возможность выйти в парк и сфотографировать осенний день, что бы вы сняли? (осенние листья, прогулку по парку, дорожку в листьях).
- Давайте запишем на доске и в тетради то, что вы назвали:
( пишем по одному)
Прогулка по парку
Дорожка в красивых листьях
- Что это такое? (словосочетание)
- Что такое словосочетание?
- Сделаем его разбор. Какое оно по главному слову?
- А ещё какие бывают словосочетания? Придумайте, пожалуйста, такие (устно.)
2. Актуализация знаний.
- Обратите внимание на этот цвет ( показываю веточку боярышника ).
-Кто из вас знает, как его правильно назвать? (багровый, багряный)
( багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска )
-Многие писатели и поэты в своих произведениях используют это слово.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
-Что я вам прочитала? (стихотворение )
- А если мы рассмотрим с точки зрения синтаксиса? (текст)
- Из чего состоит текст? (из предложений)
- Что называется предложением?
- Придумайте словосочетания с этим прилагательным. Что в природе может быть этого цвета осени? (багряный закат, багровое солнце, багряное небо)
3. Запись предложений на доске.
Я видела багряные листья рябины.
А вы видели багровое солнце?
Нарисуй багряный закат.
- Чем похожи эти предложения?
- Чем они различаются? (целью высказывания)
- первое предложение сообщает о чем-либо.
- второе – содержит вопрос.
- третье – выражает просьбу.
4. Выдвижение цели урока. Тема урока. Давайте определим тему нашего урока: Виды предложений по цели высказывания. ( записываем её в тетрадь )
Чтение правила с. 70.
В конспект записываем: повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Какая морфема объясняет нам значение ЭТИХ слов? (КОРЕНЬ)
- Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.
- А теперь давайте запишем предложения и определим их вид по цели высказывания.
5. Первичное усвоение знаний Работа с материалами для наблюдения ( на презентации, пишем по одному на доске)
1. И снова осень наступает.
2. Как красиво осенью в лесу!
3. Собирайте скорее осенние листья!
4. Сколько дней в октябре?
5. Вы были в осеннем лесу?
- Скажите, ребята, а цель высказывания зависит от интонации предложения?
- Давайте посмотрим, как нужно произносить повествовательные предложения.
- Как нужно произносить вопросительные?
- Как нужно произнести побудительные предложения?
- Закрепим сейчас интонацию предложения.
6. Первичная проверка понимания темы урока. Работа с интонацией в предложении.
Читайте также: