Виды предложений по цели высказывания 5 класс

Обновлено: 04.11.2024

Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.

1.Орг.момент. Активизация внимания.

На доске картина.

- Ребята, вспомните наш урок, который был вчера. Кто из вас может сказать, почему я спросила, любите ли вы фотографировать?

- Если бы у вас была сейчас возможность выйти в парк и сфотографировать осенний день, что бы вы сняли? (осенние листья, прогулку по парку, дорожку в листьях).

- Давайте запишем на доске и в тетради то, что вы назвали:

( пишем по одному)

Прогулка по парку

Дорожка в красивых листьях

- Что это такое? (словосочетание)

- Что такое словосочетание?

- Сделаем его разбор. Какое оно по главному слову?

- А ещё какие бывают словосочетания? Придумайте, пожалуйста, такие (устно.)

2. Актуализация знаний.

- Обратите внимание на этот цвет ( показываю веточку боярышника ).

-Кто из вас знает, как его правильно назвать? (багровый, багряный)

( багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска )

-Многие писатели и поэты в своих произведениях используют это слово.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

-Что я вам прочитала? (стихотворение )

- А если мы рассмотрим с точки зрения синтаксиса? (текст)

- Из чего состоит текст? (из предложений)

- Что называется предложением?

- Придумайте словосочетания с этим прилагательным. Что в природе может быть этого цвета осени? (багряный закат, багровое солнце, багряное небо)

3. Запись предложений на доске.

Я видела багряные листья рябины.

А вы видели багровое солнце?

Нарисуй багряный закат.

- Чем похожи эти предложения?

- Чем они различаются? (целью высказывания)

- первое предложение сообщает о чем-либо.

- второе – содержит вопрос.

- третье – выражает просьбу.

4. Выдвижение цели урока. Тема урока. Давайте определим тему нашего урока: Виды предложений по цели высказывания. ( записываем её в тетрадь )

Чтение правила с. 70.

В конспект записываем: повествовательные, вопросительные, побудительные.

- Какая морфема объясняет нам значение ЭТИХ слов? (КОРЕНЬ)

- Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.

- А теперь давайте запишем предложения и определим их вид по цели высказывания.

5. Первичное усвоение знаний Работа с материалами для наблюдения ( на презентации, пишем по одному на доске)

1. И снова осень наступает.

2. Как красиво осенью в лесу!

3. Собирайте скорее осенние листья!

4. Сколько дней в октябре?

5. Вы были в осеннем лесу?

- Скажите, ребята, а цель высказывания зависит от интонации предложения?

- Давайте посмотрим, как нужно произносить повествовательные предложения.

- Как нужно произносить вопросительные?

- Как нужно произнести побудительные предложения?

- Закрепим сейчас интонацию предложения.

6. Первичная проверка понимания темы урока. Работа с интонацией в предложении.

Читайте также: