Вид упражнения в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Поскольку младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, процесс освоения русского языка в целом и его лексики в частности становится произвольным и приобретает осознанный характер. Ребенок постепенно учится управлять процессом познания, освоения новых слов, новых лексических явлений и начинает активно использовать их в своей речевой деятельности.

Богатство словаря учащихся младших классов и возможность использования различных лексических явлений в речи актуализируется, во-первых, за счет действующего закона ускорения темпа развития речи (чем более развита речь, тем легче она совершенствуется), во-вторых, за счет искусственно созданной речевой школьной среды, которая имеет высокий развивающий по­тенциал, так как начинается изучение естествознания, истории и т.д. Например, с дошкольных лет многие знают слово река и связывают с ним определенный образ, но образ этот становится и более прибли­женным к научному понятию (на уроках естествознания ученикам сообщают множество новых понятий, уточняющих слово река: ручей, канал, озеро, водохранилище, исток, устье, русло, дельта, водораздел ), и более ярко воспринимаемым чувственно. Тем самым происходит не только обогащение словарного запаса, но и знакомство с системными отношениями в лексике.

Также ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овла­девает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он может входить в речевые ситуа­ции и ориентироваться в контексте. Сам с интересом расширяет свой лексический запас и анализирует употребление слов в речи.

Однако обозначенные процессы должны подкрепляться специально организованной работой на уроках русского языка, способствующей обогащению словарного запаса младших школьников и освоению разнообразных лексических явлений.

Специально организованная работа, включающая разнообразные словарные упражнения должна способствовать преодолению:

1) фор­мализма в изучении лексических явлений (поскольку лексика в учебных программах не выделяется в специальный раздел: ее изучение связывается с изучением грамматического материала);

2) заниженных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся в области лексики в соответствии с их возрастными возможнос­тями, что отрицательно сказывается на речевом развитии младших школьников;

3) отсутствующего подкрепления словарных упражнений теоретическими знаниями, поскольку это снижает эффективность упражнений;

4) отсутствия целенаправленной работы с лингвистическими словарями.

Классификации словарных упражнений, направленных на обогащение речи младших школьников лексическими явлениями, достаточно многообразны.

М.Т. Баранов выделяет 3 группы словарных упражнений: лексико-семантические, лексико-грамматические и лексико-стилистические [1; 2].

Лексико-семантические упражнения направлены на выявление роли лексических единиц в тексте и раскрытие их отличительных признаков. Ис­пользование упражнений данного типа способствует также преодолению непонимания слова, определения его точного значе­ния, различению оттенков значений одного и того же слова, подбору синонимов и антонимов, различению паронимов и парономазов.

С целью углубления понимания значения слова, для осознания его много­значности можно использовать задания на сопоставление слов с прямым - пе­реносным значением и выяснение общих свойств разных предметов, называемых одним и тем же словом. Такой вид работы способствует развитию у школьников умения правильного, точного отбора слова, предупреждающего появление семантических ошибок.

Приведем примеры лексико-семантический упражнений, направленных на обучению употреблению в речи синонимов и антонимов.

Задание 1. Послушайте рассказ и оцените богатство речи автора.

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Дети катаются на санках. Дети постарше бегают на лыжах и коньках. Весело детям зимой!

Какие ещё слова – синонимы, т.е. слова близкие по смыслу можем подобрать к слову «дети»? За помощью обратимся к словарю синонимов ( дети, ребята, малыши, детвора, мальчики и девочки ).

Построим исходный текст так, чтобы в нём не было повторов.

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катаются на санках. Ребята постарше бегают на лыжах и коньках. Весело детворе зимой!

Задание 2. Послушайте текст, обратите внимание, какие особенности имеют синонимы (отвечают на один вопрос, относятся к одной части речи).

Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

Колы и единицы,

Потерянный – пропавший,

Сверкающий – блестящий

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

Подберите синонимы к словам:

Ласковый – … (нежный)

Метель - … (вьюга)

Весёлый - …( радостный)

Мокрый - …(сырой)

Мороз - … (холод)

Спешить - …(торопиться)

Маленький - … (крохотный)

Густой - … (дремучий)

Задание 3. Составьте словосочетания со словами, которые имеют близкое значение.

Весёлый . радостный …, (день, человек);

Маленький …, крохотный …, (жучок, ребёнок);

Густой …, дремучий …, ( лес, волос) .

Задание 4. Послушайте стихотворение, на месте пауз вставьте подходящее по смыслу и по рифме слово.

Нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

И скажешь ты:

Ответишь ты

(конец)! (Д. Чиарди).

Мы увидели в стихотворении слова, которые противоположны по значению, как автор их назвал слова «наоборот»: Высоко - … низко; далеко - … близко; потолок - … пол; потерял - … нашёл; трус - … храбрец; начало - … конец. Такие слова называются антонимами.

Найдите антонимы в следующем стихотворении:

Спорим летом и зимой,

Спорим днём и ночью,

Ты со мной, а я с тобой:

Разные мы очень.

Упражнение 5. Подберите к следующим словам антонимы.

Как мы видим, данные упражнения имеют комплексный характер: они не просто знакомят с такими явлениями, как синонимы и антонимы, но и помогают показать системные связи слов в речи (парадигматические и синтагматические).

Лексико-грамматические упражнения, направленные на усвоение и закрепление грамматических знаний, также решают лексическую задачу: по­вторение и прочное закрепление теоретических сведений по лексике, пополне­ние словаря, главным образом за счет новых лексических единиц, связанных с изучением грамматики.

Упражнения данного типа предупреждают появление в речи школьни­ков лексических ошибок, возникающих вследствие пополнения речи учащихся новыми словами.

Учащимся предлагается определить лексическое значение слов, а также общее грамматическое значение для каждого ряда слов, для осознания много­значности слова могут быть использованы упражнения на выяснение значений слов, на подбор к указанным словам слов-синонимов или антонимов. Задания на редактирование текста предлагают найти лексические и грамматические ошибки в предложениях и записать их в исправленном виде, наиболее слож­ным является составление связных высказываний, в основе которых лежит те­матически объединенная группа слов.

Упражнение 1. Запишите слова:

Громада, громоздить, громоздкий, громадный.

- Что обозначает слово «громада»? Объясните значение этого слова. Давайте проверим значение этого слова по словарю (Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

Подберите прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер ( Громоздкий, громадный, огромный, большущий, великий, внушительный, здоровенный, крупный, колоссальный ).

- Слова, которые вы сейчас записали в тетрадях, относятся к одной части речи?

- Эти слова имеют одинаковое или разное написание?

- Каково лексическое значение этих слов?

Упражнение 2. Игра «Смотри не ошибись»

Учащиеся делятся на команды. Учитель называет слова, у которых есть антонимы, и слова, у которых антонимов нет. В первом случае учащиеся поднимают руки, учитель спрашивает кого-нибудь, и тот приводит антонимы к названному слову. Важно то, чтобы дети руководствовались правилом: антонимы – слова, противоположные по значению, но относящиеся к одной части речи. Если ответ дан правильно, команде засчитывается очко. Если же слово не имеет антонима, то руки поднимать не надо. Если кто-то из членов команды поднял руку, то вычитывается одно очко.

Эта игра не только развивает внимание и учит подбирать антонимы, но и в ходе игры дети убеждаются, что не все слова имеют антонимичные пары.

Упражнение 3. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все . противника.

Вся природа ждала . весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил . с родителями.

Он оплатил на почте . по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый . на море.

. в романах Тургенева играет важную роль.

Какой вывод можно сделать из данного упражнения? (Синонимы не всегда могут сочетаться с одним и тем же словом)

Лексико-стилистические упражнения направлены на выработку навыка правильно отбора и употребления слов в речи в зависимости от характера и це­лей высказывания, а также от условий общения.

Упражнения данного типа предупреждают появление в речи школьников лексических ошибок типа неоправданного повтора одного и того же слова, тав­тологии, плеоназма, употребления нелитературных слов, употребления в тексте одного стиля слов, используемых в другом стиле.

Задания этого вида упражнений предполагают выявление и анализ смы­словых и стилистических оттенков вариантных форм. Задания на составление связного текста в опреде­ленном стиле речи являются самыми продуктивными и отрабатывают умения создавать текст определенной стилевой принадлежности с учетом лексического значения слов.

Упражнение 1. Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? ( Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

Писатели в своих произведениях нередко используют синонимы, так как они помогают наиболее точно выразить мысль. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Это можно проследить только в рукописных черновиках произведения.

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака. Найдите в нём слова-синонимы и подумайте, с какой целью автор использует их в своём стихотворении.

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-то-пама…

Нет, ги-попо-тото-попама…

Нет, ги-тото-попо-потама…

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоём

Взглянуть на ги… на бегемота.

Мы чаще так его зовём.

Я думаю, гиппопотама

Зовут так трудно для того,

Чтоб сторож из глубокой ямы

Пореже вызывал его.

(Ученики находят в стихотворении синонимы ( бегемот – гиппопотам ) и определяют их роль в данном стихотворении.)

Стихотворение С.Я. Маршака предназначено для детей. Оно весёлое, шуточное, и именно синонимы помогают создать такое настроение. Мы с вами определили одну из ролей синонимов в художественном тексте.

Упражнение 2. Найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова. Какие из них содержат эмоционально-оценочные признаки?

Болтать – разговаривать

порицание – головомойка

бродить – болтаться

дуться – сердиться

искать – копаться

Упражнение 3. Прочитайте диалог.

Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.

- Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.

- Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.

- У нас для тебя много хороших новостей, - сказали ребята.

- Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - сказал Толя.

- К нам в класс пришёл новый ученик, - сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.

- А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - сказала Надя.

- Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя.

- Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - сказали ребята.

Вам понравился этот текст?

Что портит этот текст? (Повторяющееся слово «сказал».)

Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов? (Необходимо заменить слово «сказал» близкими по значению словами-синонимами.)

Слова для справок: воскликнуть, проговорить, поинтересоваться, выпалить, сообщить, произнести, ответить.

Другая, не менее интересная классификация словарных упражнений представлена Л.В. Филипповой в сборнике «Проблемы современной науки» [34]: автор предлагает классифицировать упражнения в соответствии с тем, какие универсальные учебные действия и какие умения формируются у младших школьников в процессе освоения лексических явлений. Так, например, в процессе изучения синонимов (рассредоточенно) формируются следующие умения: а) обнаружение изучаемого явления в предложениях (текстах), объяснение их особенностей (для синонимов – объяснение различий между словами-синонимами); б) подбор примеров, иллюстрирующих изучаемого лексическое явление (для синонимов – подбор синонимов к данным словам и выявление оттенков значений, различий в употреблении); в) активизация изучаемого явления, т.е. использование его в речи; г) исправление речевых ошибок.

При этом в процессе формирования умений, связанных с конкретными лексическими явлениями, происходит формирование универсальных учебных действий: общеучебных: умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; логических : выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, доказательство.

Рыбакова А.В., Филиппова Л.В. утверждают [34], что система словарной работы должна быть направлена на правильное восприятие школьниками каждого слова в тексте. Важно, чтобы учащиеся понимали оттенки значений слов и могли воспроизводить в собственной речи в соответствии с целями и условиями общения. Необходимо учитывать, что ознакомление учащихся с лексическими явлениями эффективно, если проводится в определенной последовательности: 1) анализ материала для наблюдения; 2) работа над определением изучаемого лексического явления; 3) анализ способов отражения в словарях каждого из лексических явлений; 4) изучение роли лексических явлений в языке; 5) выявление роли синонимов, антонимов, омонимов в тексте; 6) закрепление полученных знаний с помощью аналитических и продуктивных речевых упражнений.

Аналогичную работу над словом в процессе анализа текста предлагает Ю.А. Тимофеева. Разработанная система упражнений направлена на формирование у младших школьников умений аналитического, репродуктивного и продук­тивного плана. Аналитические умения можно оценивать по способности учащегося находить в тексте определенное лексическое явление (синонимы, многозначные слова, архаизмы и т.д.), давать ему теоретическое обоснова­ние, репродуктивные – по способности самостоятельно подбирать нужные слова из своего словарного запаса, составлять словосочетания и предложе­ния. Уровень сформированности продуктивных умений определяется спо­собностью учащихся использовать изученную лексику в создании собствен­ных текстов.

Система упражнений, используемых в работе над словом в процессе анализа текста на уроках [41]:

- найти в тексте заданное лексическое явление;

- объяснить лексическое значение слова;

- определить роль лексического явления в тексте;

- определить изобразительно-выразительную роль слова в тесте;

- записать словарную статью в словарик;

- выписать данные формы из текста;

- проанализировать слово по схеме;

- дать полный лексический анализ тексте по схеме;

- сгруппировать слова по заданным признакам;

- составить словосочетания или предложения, используя образец или слова для справок;

- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;

- заменить повторяющиеся слова синонимами;

- отредактировать деформированный текст;

- вставить подходящие по смыслу слова и определить, какую роль они играют в тексте;

- написать сочинение, используя заданные слова или лексические явления в тексте;

- редактирование текста с творческим дополнением текста

Резюмируя, отметим, что разнообразие в подходах к организации словарной работы на уроках русского языка в младших классах будет способствовать активизации процесса обогащения речи младших школьников лексическими явлениями. Система словарной работы нацелена на то, чтобы слово было школьниками правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление.

Как отмечают методисты, словарная работа должна быть не фрагментарной, а систематической.

Читайте также: