Верно ли высказывание в новое время духовная жизнь не меняется

Обновлено: 04.11.2024

Урок приводит информацию о количестве населения Европы в XVI–XVII I веках, продолжительности жизни и факторах, влияющих на эти показатели. Описывает жилье, питание, моду и досуг как высших слоев населения, так и простых людей. Изучение данной темы помогает учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Познакомить учащихся с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.;

Систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европе в эпоху Возрождения».

Подвести учащихся к выводу, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Проследить динамику демографических процессов в XVI–XVIII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI–XVIII вв.

Показать в сравнении повседневную жизнь, быт различных слоев европейского общества, ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, предметы быта, одежду и т.д.)

Развивающая :

Продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания.

Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.

Способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Аргументировать позицию от лица участников событий.

Воспитательная :

Способствовать политическому, экономическому и культурному развитию учащихся.

Способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Используемые технологии: деятельный метод обучения, метод мозгового штурма, эвристическая беседа.

Приемы деятельности учителя:

Рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).
Межпредметные связи: курс литературы.

Оборудование: учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной “Новая история 1500 – 1800”. , раздаточный материал, компьютер, проектор, электронная презентация «Повседневная жизнь европейцев в эпоху Позднего Ренессанса».

Оргмомент. П риветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи .

Актуализация полученных ранее знаний.

5-6 учащихся работают с заданиями на карточках. Каждая карточка содержит перечень терминов. Нужно в течение 5 минут дать ответ на 4 вопроса.

Задание №1 :

Абсолютизм - форма …, при которой верховная власть … принадлежит .

Талия – основной прямой …, который государство собирало во … в основном с .

Джентри – дворяне-…, поставлявшие на рынки . …

Монополия – исключительное … на производство или … чего-либо.

Задание №2:

Биржа – …, где могли встречаться для … … купцы, банкиры, заказчики и поставщики.

. 2. Мануфактура – … нового типа, использовавшее наемных … и технологию …труда

3. Буржуазия – господствующий в … класс, владеющий … … и живущий за счет … …

4. Откупщик – человек, бравший на … сбор какой-либо … или .

Ответы

1. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит монарху.

Талия – основной прямой налог, который государство собирало во Франции в основном с крестьян.

Джентри – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию.

Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо.

Биржа – место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.

. 6. Мануфактура – предприятие нового типа, использовавшее наемных рабочих и.

7. Буржуазия – господствующий в экономике класс, владеющий средствами производства и живущий за счет эксплуатации рабочих.

8. Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.

б) беседа по вопросам:

- Какие изменения произошли в обществе в XVI - XVII вв.?

(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)

- Как изменились состав европейского населения в раннее Новое время по сравнению со Средневековьем ?

(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дво рянство, рабочие мануфактур )

–​ На какие образцы поведения ориентировалась буржуазия? (Она стремилась во всём подражать придворному обществу, дворянству. Часто стремилась попасть в дворянское сословие, покупая земли и титулы.)

–​ Как Вы думаете, а как изменилось экономическое поведение дворянства? (Дворянство, используя свои ресурсы, занялось предпринимательской деятельностью)

Этот процесс был наиболее явственен в Англии. Дворянство стремилось извлечь максимум доходов из своих имений. Т. к. стало очевидно, что скотоводство даёт больший доход, чем земледелие, они начали сгонять крестьян-арендаторов с их земель и использовать освободившиеся территории для разведения овец. Этот процесс получил название огораживание. Дворяне, занявшиеся предпринимательством, получили наименование «новые дворяне» или «джентри».

3. Мотивация учебной деятельности.

- Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? Чего не хватает для составления полной картины жизни человека в раннее Новое время?

(Рассказ о Повседневной жизни).

- Действительно, условия жизни во многом влияют на поступки людей. Историку важно знать, что они ели, как одевались, где жили… Тогда становится понятна специфика человеческих отношений в эпоху Ренессанса.

- Какую цель мы определим для себя на уроке?

(Познакомиться с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.)

Звучит музыка Барокко – Времена года. А. Вивальди.

- Какие ассоциации у вас возникли, когда звучала музыка? ( Учащиеся озвучивают ас социации) Учитель записывает ассоциации на доске.

Тревога, отчаянье, восторг, надежда…

Познавательное задание: подумайте, какие из озвученных ассоциаций отражают настроение людей XVII века? Почему эти чувства волновали их?

Изучение новой темы.

1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (самостоятельная работа, анализ текста учебника)

- Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

- А какие же бедствия преследовали человека в повседневной жизни, я предлагаю вам выяснить самостоятельно, прочитав пункт 1 учебника? По окончании прочтения вы должны сформулировать его основную мысль и сделать вывод .

Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война.

2. «Столетия редкого человека» ( проблемно-эвристическая беседа, работа с таблицей, анализ статистических данных)

- Как вы думаете, какими темпами росла численность населения, учитывая перечисленные вами беды?

В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем.

- Как вы думаете среди кого была особенно высока смертность?

Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами.

- Как вы думаете – почему?

Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы.

Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.

- Работа с т аблицей «Численность населения»

- Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века.

- А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано?

Вывод: (в тетрадь): Численность населения сдерживали: низкий уровень экономического развития, политическая нестабильность, медицинская беспомощность. Для движения вперёд необходимо наращивать производство благ.

3.«Грим и пудра вытесняют мыло» (работа с источниками письменными и иллюстративными и их анализ, работа в парах)

– Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать, проанализировав текст дополнительных источников и иллюстраций .

Дополнительные исторические источники (на партах, для работы в парах)

Гигиена европейцев в раннее Новое время

Улицы городов мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. Считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. Если в ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, то в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья… Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Вопрос: Какие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать ?

-низкий уровень личной гигиены

- почти полное отсутствие медицинской помощи

- отсутствие канализации в городах

4. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!» (работа с историческим документом)

- К ак вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?

Давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени.

Работа с документом

«Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)

В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные – только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы – пища крестьян, вода или сыворотка – их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик после того, как няня ее хорошо разжует… Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.

Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI ( XVIII век)

По возвращении во дворец … праздничный обед. Он сервирован в одной из передних комнат … зал маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой… Не будем подробно останавливаться на меню – это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний – тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле… Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом… Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких – из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт – дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т.д. и т.п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.

Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.

В чем различия трапез простонародья и аристократов?

Что вас удивило в описании обеда короля?

Что бы вы хотели попробовать из меню Людовика XVI ?

Менялись эпохи – менялась мода. (рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом)

- предлагаю вам познакомиться с модой Ренессанса на примере героя романа А. Дюма «Три мушкетёра» г-на д’Артаньяна и его современников.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдовой презентации.

В XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. Однако большинство французов были далеки от блестящего королевского двора. Юный д’Артаньян, отправляясь на службу в столицу, был одет по принципу «с миру по нитке». На голове ветхий берет, на плечах тесный камзол… Но главное в ножнах жалящая шпага!

В Париже молодому гасконцу было чему удивиться.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные прически, поддерживающиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого ее нещадно затягивали в корсет.

Грациозность Констанции свела д’Артаньяна с ума и вдохновила на подвиги во имя чести Королевы.

Подарком д’Артаньяну, за его преданность, стал мушкетёрский плащ. В те времена военная форма только входила в моду. Отличительными чертами королевской охраны были голубой плащ и цвет (серый, чёрный) лошади.

Верный присяге мушкетёр сыграл заметную роль в становлении власти юного Людовика XIV , при котором моду в Европе стал диктовать Париж.

В чём качества «успешный» и «модный» близки по смыслу?

Была ли жизнь д’Артаньяна успешной, а сам герой модным?

Чем вы можете объяснить быстрые изменения в моде 17 в?

Закрепление.

Ответы на познавательное задание. (Кластер)

Рефлексия: учащимся предлагается закончить предложение или предложения на выбор

На уроке я понял …

Для меня было неожиданным …

Оказывается, что до наших дней …

Домашнее задание: § 6, на выбор:

А) составить рассказ о жизни горожанина эпохи Ренессанса.

Б) составить кроссворд по теме.

В) представить модного героя эпохи Ренессанса на примере пьес Мольера.

Список использованной литературы и источников:

Учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной “Новая история 1500 – 1800”, – М.: Просвещение, 2014

Новая история. 7 класс. Тесты (по типу ЕГЭ). Работа с историческими текстами. Познавательные задания: учеб.пособие/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2014

Источники дополнительной информации:

Документ «Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)

Исторический текст «Гигиена в эпоху Людовика XIV»

История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.432-433

Таблица «Численность населения некоторых европейских стран в XVII - XVIII веках»

Читайте также: