Верно ли высказывание при дистанционном обучении возрастает роль педагогического сопровождения
Обновлено: 04.11.2024
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхина Ирина Витальевна, Беседина Олеся Александровна
В статье показаны особенности становления и развития идеи педагогического сопровождения на различных этапах развития и становления дистанционного обучения , что позволило проследить динамику содержания, форм организации взаимоотношений между преподавателем и студентами.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирхина Ирина Витальевна, Беседина Олеся Александровна
Генезис системы педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в университетах России К вопросу о дистанционном обучении Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе К вопросу об истории дистанционного образования Дистанционное обучение с помощью мобильных устройств i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Генезис идеи педагогического сопровождения в дистанционном обучении студентов»
сти учебно-воспитательного процесса // Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: Тезисы докладов. - Петрозаводск, 1990. - С. 40-43.
7. Слепцова И. Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки: Автореф. . дис. канд. пед. наук. - М., 2007. - 23 с.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 120 с.
И.В. Ирхина, О.А. Беседина
ГЕНЕЗИС ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
В статье показаны особенности становления и развития идеи педагогического сопровождения на различных этапах развития и становления дистанционного обучения, что позволило проследить динамику содержания, форм организации взаимоотношений между преподавателем и студентами.
Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогическое сопровождение, история развития и становления дистанционного обучения.
Одно из главных направлений развития современных образовательных систем заключается в поиске организационных структур, обеспечивающих широкий доступ населения на протяжении всей жизни к непрерывному образованию, активному самообразованию. В большинстве стран мира идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь получают практическое воплощение с помощью дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий. Согласно работам отечественных исследователей (А.В. Хуторской. Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, Э.Г. Скибицкий и др.) и зарубежных ученых (М. Палофф, К. Прэт, М. Мур и др.) дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индеферентный к их расположению во времени и пространстве и реализуемый в специальной дидактической системе.
Анализ литературы, а также исследования опыта реализации дистанционного обучения, как в России, так и за рубежом, показали, что на современном этапе всё ещё сохраняется ряд вопросов технического, экономического и педагогического плана, которые нуждаются в дальнейших исследованиях и обсуждении. Одним из таких
вопросов является педагогическое сопровождение дистанционного обучения (ДО).
Изучение работ Л.А. Вербицкого, О.С. Газ-мана, А.В. Мудрика, Е.А. Козыревой, Ю.Г. Опарина, И.И. Хасановой, И.Д. Фрумина, В.И. Сло-бодчикова и др. показали, что существуют различные подходы относительно понятия «педагогическое сопровождение». В научно-педагогической литературе педагогическое сопровождение рассматривается как:
- помощь подростку в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков);
- особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик);
- направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.), когда учащимся создаются условия для продуктивного решения возрастных проблем, чтобы они смогли понять их смыслы, назначение, ценности, содержание социальной деятельности, особенности ее освоения и реализации;
- специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образова-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
© И.В. Ирхина, О.А. Беседина, 2009
тельного процесса к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения (Л.Н. Бережно-ва, В.И. Богословский, В.В. Семикин);
- способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия (В.Г. Маралов);
- взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Л.Н. Коновалова);
- метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Л.Г. Тарита, И.И. Хасанова, Е.И. Казакова).
Из приведенных определений следует, что: а) педагогическое сопровождение как особое направление педагогической деятельности является воплощением идеи гуманистического, лично-стно-ориентированного, индивидуального подходов к обучающимся; б) одним из ключевых слов в определении сущности сопровождения является взаимодействие, что особенно важно в условиях дистанционного обучения; в) использование термина «сопровождение» подчеркивает самостоятельность субъекта в принятии решения.
Отличия педагогического сопровождения дистанционного обучения от других форм обусловлены характерными чертами самого дистанционного обучения. Это возросшая роль компьютерных коммуникаций, большая доля самостоятельной работы студентов, специфика коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся в условиях образовательного процесса на расстоянии. Под педагогическим сопровождением дистанционного обучения мы понимаем реализуемую в многообразных формах и приемах систему взаимосвязанных действий, мероприятий, обеспечивающую квалифицированную помощь студенту в учебном процессе.
Обращение к истории развития и становления дистанционного обучения в рамках данной статьи даст возможность проследить динамику содержания, форм, особенностей организации взаимоотношений между преподавателем и студентами для поиска более эффективных форм организации педагогического сопровождения в современной практике.
Вопросы истории развития и становления дистанционного обучения в мире являются объектом внимания как зарубежных (Б. Холмберг,
Дж. Баат, Р. Баттенберг, К. Граф идр.), так и отечественных исследователей (В.М. Монахов, А.В. Гу-стырь, В.И. Овсянников и др.). По мнению ряда исследователей (Б. Баркер, А. Фрисби, К. Патрик), основой для рассмотрения истории развития дистанционного обучения служит взаимодействие «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся» [5, с. 209-213]. Этот компонент разделяет историю дистанционного обучения на две группы: дистанционное обучение, основанное на заочном обучении, и телекоммуникационное дистанционное обучение. Ученые считают, что для дистанционного обучения, основанного на заочном обучении, «уровень интерактивности в целом был очень низким и медлительным». С учетом уровня интерактивности «преподаватель - обучающийся» авторы выделяют следующие этапы: заочное обучение, основанное только на печатных материалах; заочное обучение, основанное на печатных материалах при поддержке трансляции (радио и телевидение), но без общения в реальном времени; заочное обучение, основанное на печатных материалах с поддержкой через аудио- и видеокассеты.
Подход к дистанционному обучению, основанный на телекоммуникационных технологиях, расширяет возможности для взаимодействия между преподавателем и учащимися. Процесс обучения происходит в реальном времени, обеспечивая возможность живого обучения с обменом информации по типу «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся».
А.В. Густырь выделяет 2 традиции, которые прослеживаются в истории дистанционного обучения [4, с. 22-57]. Это традиция корреспондентского образования и традиция, обеспечивающая образовательную коммуникацию на расстоянии посредством трансляции. В основании первой традиции лежит идея особенности дистанционного образования как формы образования, принципиально отличающейся от очного образования первоначальной образовательной ситуации, в которой учащийся и обучающий изолированы друг от друга: обучающий учит в одном месте и в одно время, учащийся учится в другом месте и в другое время. В основании второй традиции -идея дистанционного образования как транслированного на расстоянии «живого» образования, дистанционной «имитации классной комнаты». Отличие второй традиции от очного обучения -в способе, технологии доставки. Таким образом,
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.если корреспондентская традиция дистанционного обучения отличается технологией образования, то трансляционная - технологией доставки.
Как правило, все эти учебные заведения основывают свою деятельность на переписке со своими учениками, направляя им печатные учебные и дидактические материалы. Некоторые из них используют систему наставничества, и связь куратора с учеником посредством переписки превращает эту форму обучения в привилегированное индивидуальное обучение. Ряд исследователей Д. Кауфман, С. Ниппер, Дж. Бокка считают, что для первого поколения дистанционного обучения характерно преимущественное использование какой-либо одной образовательной технологии и отсутствии прямых контактов с преподавателями, разрабатывающими обучающие программы [5, с. 184].
Переломным моментом в развитии дистанционного обучения является период с конца 60-х -
начало 70-х годов, который был обусловлен возросшим спросом на высшее образование и неспособность традиционных высших учебных заведений удовлетворить его в полной мере, а также поиском возможностей сделать образование более демократичным и профессиональным. В это время появился новый тип дистанционного учебного заведения - «открытый» университет (Открытый университет Великобритании, 1969 г.). Открытые университеты имеют оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, которые ориентированы на предоставление своим слушателям высшего образования с последующей оценкой знаний и аттестацией. В отличие от корреспондентских школ, использующих в своей работе только один вид связи с обучающимися, открытые университеты являются мультимедийными учебными заведениями.
Прообразом нового типа университета в Великобритании стала советская система заочного обучения. Это произошло благодаря активизировавшимся в послевоенные годы разнообразным контактам, обмену делегациями в гуманитарной сфере между странами бывшей антигитлеровской коалиции Британских деятелей заинтересовал советский опыт организации заочного обучения. Его изучение и использование послужило в дальнейшем основанием для формирования собственной системы дистанционного обучения.
Советская система заочного обучения имеет свою историю возникновения, становления и развития, а также свои сложившиеся традиции. В качестве отличительных особенностей функционирования системы заочного обучения И.Г. Шам-студинова выделяет сессионную организацию учебных занятий, уплотненность содержания аудиторных занятий, их дискретность во времени (с перерывами между сессиями на один - два месяца), организацию самостоятельной работы студентов в виде отчетных письменных домашних упражнений, печатные методические разработки как основное средство самостоятельной работы и др. [8, с. 95-107].
Традиционная система заочного обучения в СССР предусматривает прямой контакт студентов и преподавателей. Как правило, это происходит в период летней и зимней сессий. Во время сессии познавательная деятельность регламентируется очными указаниями преподавателя в виде установочных лекций. В межсессионный период
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
обучение продолжается, но не является эффективным. Это связано с тем, что нет возможности прямого управления деятельностью студентов, оказания своевременной и адекватной помощи каждому обучающемуся, слабая обратная связь.
Как отмечалось ранее, основание Открытого университета Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU) в 1969 дало значительный импульс развитию дистанционного обучения в мире. В основе технологии, используемой Открытым университетом, лежит самостоятельная работа обучающегося с учебными пособиями, специальной литературой, аудио- и видеокассетами, компьютерными программами. Инновацией Открытого университета Великобритании является создание «команды курса», состоящей из специалистов по курсовому дизайну (проектированию) и предметному содержанию. Для каждого обучающегося предусмотрен тьютор. Взаимодействие между наставниками и обучающимися осуществляется посредством переписки, очных групповых работ - тьюториалов и выездных школ, важная роль которых состоит в компенсации недостатка живого общения. Очные занятия являются частью системы студенческой поддержки и одной из образовательных и коммуникативных возможностей, предоставляемых студенту.
Совершенно очевидно, что создание Открытого университета Великобритании, его признание в качестве полноценного и правомочного университета оказало огромное влияние на развитие системы дистанционного обучения в мире. К концу 90-х было создано 25 открытых университетов, повторивших британскую модель.
В 90-е годы появляются дистанционные учебные заведения третьего поколения, строящие процесс обучения на основе развития обратной связи между студентом и учебным заведением, диалога между партнерами по учебному процессу. Образовательные учреждения «третьего поколения» предлагают двухстороннюю связь, как в асинхронном, так и в синхронном режиме. Это стало возможным благодаря техническому прогрессу в сфере обработки и передачи информации, усовершенствованию записывающих устройств. В учебном процессе дистанционных учебных заведений третьего поколения активно используются живые, интерактивные среды, такие как микроволновое телевидение, аудиографи-ка, сжатое видео, телеконференции, аудиоконфе-ренции и др.
Роль информационных коммуникационных технологий заключается в том, что при их помощи обеспечивается эффект присутствия преподавателя и происходит обучение на основе обмена информацией по типу «преподаватель - студент» и «студент - студент».
Таким образом, история развития и становления дистанционного обучения наглядно демонстрирует эволюцию содержания и форм организации взаимоотношений между преподавателем и студентами. Изучение богатого отечественного и зарубежного опыта по обеспечению педагогического сопровождения дистанционного обучения может служить ориентиром в развитии дистанционного образования на современном этапе с учетом особенностей высшей школы и специфики задач профессионального образования в России.
1. Garrison G.R. Three generations of technological innovation in distance education // Distance Education. - 1985. - №№6. - Pp. 235-241.
2. Nipper S. Third generation distance learning and computer conferencing // Communication, computers and distance education / R. Mason and
A. Kaye. - Oxford, UK.: Permagon, 1989. - Pp. 63-73.
3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика учителя: Монография. -Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. - 20 с.
4. Густырь А.В. Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования. - М.: ЦИТО, 2001. - 77 с.
5. Мур М.Г. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: специализированный учебный курс / М.Г. Мур, У Макинтош, Л. Блэк. - М.: Изд-во «Обучение - Сервис», 2006. - 632 с.
6. Сопровождение личностно-профессио-нального развития студентов в вузе: научно-методическое пособие / отв. ред. Л.Н. Бережнова,
B.И. Богословский, В.В. Семикин. - СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 158 с.
7. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения. - М.: «Академия», 2005. - 128 с.
8. Шамстудинова И.Г. Педагогические основы высшего заочного образования: учебное пособие. - М.: Изд-во ВИЗИТ, 1991. - 162 с.
Читайте также: