Верно ли высказывание над стенами храма высится глава ее венчает сверкающий на солнце купол

Обновлено: 04.11.2024

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей создания древних соборов; формирование представлений об особенностях архитектуры.

Предметные: дать представление об образе древних соборов; проявлять интерес к архитектуре; воспринимать эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося ; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.

Тип урока: « открытие» нового знания.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийная презентация, гуашь, кисти, цветные карандаши.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Улыбнитесь друг другу! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

- Что вы изучали на прошлом уроке?

-Чему научились? Что изучали?

Отвечают на вопросы учителя

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: осознание познавательной задачи

III. Постановка учебной задачи

Словесный, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока.

- А может быть ребус поможет нам сформулировать тему:

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с соборами и нарисовать его.

- Знаете ли вы, что такое собор?

-Собор — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ. Назовите цели урока.

-Прежде чем мы приступим с рисованию, давайте познакомимся с различными соборами, с их составляющими. Давайте приступим.

-Собо́р — главный храм города или монастыря.

-Познакомиться с соборами, нарисовать собор.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

-В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор- главный храм.

-Как вы думаете, почему собор так назван?

-Оказывается, собор получил такое название, потому что жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом, княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.

- Как вы считаете, какие функции выполнял собор?

-Представьте себе храм посреди деревянных изб.

-Какое впечатление он вызывает?

-Каменный храм, его мощный и светлый облик напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю - выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы.

- Собор строили всем миром, им гордились, восхваляли его. Соборы всегда вмещали в себя много людей, их строили просторными.

-Рассмотрим части храма.

-Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга это арка.

-Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

- Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! -Стены, арка и свод- основа каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов.

- Соборы украшали различными фресками.

-Всё в храме неслучайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток - навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь - самая главная и сокровенная часть храма. Устройство храма – это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

-В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

-Познакомьтесь с наиболее известными соборами. Возможно вы уже встречали эти соборы.(Софийский Собор в Новгороде, Храм покрова на р Нерль , Кремль)

Читайте также: