Великому физику теоретику эйнштейну принадлежит следующее высказывание искусство выражение самых

Обновлено: 22.12.2024

Искусство… Какие определения можно дать этому абстрактному понятию? Что оно значит для каждого человека?

На первый взгляд, искусство – это выражение мыслей, чувств, эмоций с помощью музыкальных инструментов, кисти, слова, танца. С другой стороны, кисть может передать то, что недоступно слову, а движения тела – то, что недоступно, например, камню. Значит, для каждого вида искусства существует свой, индивидуальный, материал, который писатель (скульптор, композитор…) боготворит, использует с удовольствием и благоговением. И тогда искусство не становится ремеслом, а художник – ремесленником. Человек творческий подвластен лишь своей музе: она вдохновляет его и направляет руку.

Но слово, глина, кисть и краска не просто фиксируют какой-либо факт – мы ищем скрытый смысл, пытаемся понять замысел творца. А может, особенного замысла и не было? Может, все, что доступно первому восприятию произведения, и есть глубинный смысл?

Я принадлежу к тем людям, которые внутренне эмоциональны, но внешне выглядят, наверное, сухими и черствыми. Но даже я всплеснула руками и оцепенела на несколько минут, когда впервые увидела памятник Сергию в Радонеже. Передо мной была трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Ничего оригинального, никаких ярких красок! Но почему-то я сразу поняла, что здесь все не так просто. Подойдя ближе, я увидела высеченное на груди святого рельефное изображение с образом Троицы в руках. Согласитесь, что в очень простой форме скульптор донес до нас глубочайшую мысль о нравственной чистоте и духовных помыслах человека, который и поныне является одним из самых почитаемых святых. Уже потом, из слов экскурсовода, я узнала, что памятник воспроизводит историю отрока Варфоломея, которому не давалась грамота. Меня настолько приятно поразило увиденное, сделанное так просто и доступно, что иконка с изображением Сергия Радонежского всегда со мною, в моем портфеле. Скульптура, конечно, удивительная: так лаконично и ненавязчиво передана история святого и его сущность.

К сожалению, искусство не всесильно. Иногда невозможно подобрать слова и краски, чтобы «выразить Создателя в созданье». Поэтому В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» задается вопросом: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Ему вторит Ф.И. Тютчев, название стихотворения которого доказывает ограниченные возможности слова – «Silentium!»

Отношение к жизни, к определенным фактам может быть отображено не только приятным для нашего слуха и взгляда способом, но и отталкивающим, зловещим, нарочито ужасающим. Удивительная вещь – человеческая психика: мы лучше запоминаем то, что заставляет нас страдать. Наверное, именно это и послужило основой для создания знаменитой картины «Апофеоз войны». Русский художник Василий Верещагин хотел сдернуть с глаз людей розовые очки. Он не стал изображать батальные сцены в дворцовом стиле, где полные энтузиазма солдаты в новых мундирах рвутся в бой, а генералы ездят на хорошо откормленных конях – нет, художник показал нам то, что на самом деле несет людям война. Вдоволь насмотревшись в 1867 году в Туркестане на трупы, Верещагин предупреждает своей картиной: готовьтесь к смерти, забвению. Символика тысячи черепов, сложенных в пирамиду, понятна всем. Да, «Апофеоз войны» производит гнетущее впечатление, но смысл этой картины доступен каждому.

Не случайно слова, выбранные мною в качестве темы эссе, принадлежат Альберту Эйнштейну. Конечно, язык математики и физики далеко не прост, но теория относительности, перевернувшая представления о мире, будоражит умы и сердца людей до сих пор. А «рассеянный гений», автор этой теории, известен нам, в первую очередь, как человек со стоящими дыбом волосами и высунутым языком.

Читайте также: